Цифровая экономика: путь к развитию России

main

Области «Цифровой экономики»

  • «Информационная инфраструктура»
  • «Информационная безопасность»
  • «Цифровые технологии»
  • «Кадры для ЦЭ»
  • «Нормативное регулирование»
  • «Цифровое госуправление»

Информационная инфраструктура

Нормальное функционирование и эксплуатация всех отраслей «Цифровой экономики» невозможно без качественной инфраструктуры: развитие сетей связи, системы ЦОД, развертывание цифровых платформ для работы с большими данными

Кадры для цифровой экономики

Для мощного рывка в цифровизации необходимы соответствующие кадры. Поэтому один из столпов в программе является модернизация системы образования для обеспечения компетентных кадров для «Цифровой экономики»

Суперсервисы

Суперсервисы — это проект развития портала Госуслуг на цифровых платформах. Если сказать проще, то это получение услуг без предоставления бумажных документов и личного посещения различных ведомств. Уже сейчас  можно записаться к врачу, подать заявление на регистрацию транспортного средства или замены прав. Дальше — больше. С помощью суперсервисов можно будет удаленно регистрировать брак, подать заявление на ипотеку, пособий или льгот, при этом сервис сам «напоминает о положенных выплатах и присылает уведомление, когда все готово. Без бумажных документов и очередей, точно вовремя». Со всеми суперсервисами вы можете ознакомиться на сайте госуслуг

Информационная безопасность

Обеспечивая бизнес и граждан цифровыми сервисами, повышается вероятность атак извне. В программе заложено проектирование и реализация защиты личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз

Цифровые продукты

Создание, стимулирование и поддержка российских разработок, формирование спроса на передовые российские технологии, продукты и сервисы, создание системы финансирования таких проектов

Ищем упоминание в новостях comnews

5 октября 2021 года Минцифры России сообщило о запуске пилотного проекта по обучению школьников языкам программирования на бесплатных курсах. В 2021 году обучение будет доступно ученикам из Белгородской, Новгородской, Пензенской областей, Республики Татарстан и Республики Саха (Якутия).

Обучение входит в список мероприятий федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика».

Курсы станут дополнением к базовой школьной программе по математике и информатике. Обучение ориентировано на школьников старше 14 лет, которые смогут дистанционно изучать языки программирования: JavaScript, HTML/CSS, SQL, Python, Java, Bash/Shell/PowerShell, C#, PHP, C++, TypeScript и другие. Минимальная продолжительность курсов составит 144 академических часа.

Обучение будут проводить образовательные организации, отобранные оператором проекта – Университетом 2035.

Рекомендации

  • Ускорить реализацию общей «цифровой повестки» за счет консолидации усилий и компетенций участников Программы – госрегуляторов, корпораций и банков.

  • Использовать государственную повестку для цифровизации основных сфер управления, в том числе здравоохранения, образования, промышленности, системы таможенного регулирования и других.

  • Принимать непосредственное участие в развитии «интернет-экономики», формировании единых стандартов обмена информацией и ее защиты.

  • Выявить и усилить уникальные драйверы динамики цифрового развития в стране.

  • Использовать сотрудничество с учебными учреждениями для формирования системы опережающего обучения новейшим компетенциям для лидерства в прорывных информационно-коммуникационных технологиях.

Активы руководителей подведомственных структур Минцифры

У главы Роскомнадзора Андрея Липова есть земельный участок площадью 1,9 тыс. кв. м. У его заместителя Владимира Логунова имеются три квартиры общей площадью 215 кв. м, три земельных участка общей площадью 4,08 тыс. кв. м, нежилое строение площадью 250 кв. м и два жилых дома общей площадью 156 кв. м. У бывшего замглавы Россвязи Андрея Чебакова есть четыре квартиры общей площадью 221 кв. м.

У гендиректора «Российской газеты» Павла Негоицы есть три земельных участка общей площадью 3 тыс. кв. м. У гендиректора госпредприятия «Связист» Андрея Привезенцева также есть три земельных участка, их общая площадь составляет 2,06 тыс. кв. м. Кроме того, у него есть жилой дом площадью 450 кв. м.

У ректора МТУСИ (Московский технический университет связи и информатики) Сергея Ерохина есть четыре квартиры общей площадью 400 кв. м. У ректора «Академии медиаиндустрии» Владислава Умановского есть три квартиры общей площадью 176,5 кв. м, земельный участок площадью 2,85 тыс. кв. м и жилой дом площадью 159 кв. м.

44 млрд руб. на «Цифровую Землю»

В ЦГУ был перенесен целый ряд результатов, включенный в другой федпроект нацпрограммы «Цифровая экономика» — «Информационная инфраструктура». В их числе — создание отечественной цифровой платформы сбора, обработки, хранения и распространения данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Данная платформа будет обеспечивать потребности граждан, бизнеса и власти.

Также к этому результату отнесено реализация проекта «Цифровая Земля». Проект курируется госкорпорацией «Роскосмос». Ранее планировавшиеся затраты на него составляли 5,9 млрд руб. Сейчас сумма затрат увеличена более чем в 7 раз — до 44,27 млрд руб.

В ЦГУ перешли и результаты, за выполнение которых ответственен Росреестр. Создание и функционирование цифровой платформы Росреестра обойдется в 20 млрд руб. На другое мероприятия Росреестра — обеспечение создания, развития, наполнения и сопровождения государственных информационных систем «Единая электронная картографическая основа» и «Федеральный портал пространственных данных» — будет выделено 12,5 млрд руб.

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Исследование “Экономика Рунета / Цифровая экономика России 2022/2023” – одиннадцатый выпуск регулярного отчета о состоянии и развитии интернет-экономики России.

Исследование проводится на ежегодной основе с 2011 года, его предварительные презентуются в конце каждого года (как правило, в ходе ежегодных декабрьских конференций РАЭК “Рунет: итоги года”), дополняются комментариями и прогнозами экспертов и собираются в подробный аналитический отчет.

Данные исследования в значительной мере ложатся в основу ежегодного отраслевого доклада “Интернет в России”, который РАЭК  выпускает при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.

Основные цели исследования – систематизация и обобщение данных о текущем состоянии экономики интернета в России; выявление тенденций и определение перспектив развития российского сегмента Сети; оценка уровня развития российского интернет-рынка на мировом фоне; влияние интернета на смежные отрасли; описание экосистемы цифровой экономики (по методике Хабов, Срезов и Уровней) и ежегодное измерение ее основных составляющих.

Система электронного архива Минцифры России

СЭА Россвязи предназначен для повышения эффективности работы и удовлетворения информационных потребностей пользователей Минцифры России в части хранения
и автоматизированной обработки электронных документов и электронных копий бумажных документов за счет использования новых «безбумажных» технологий на базе современных программно-технических решений.

Цели создания СЭА Минцифры России:

  • обеспечение надежного долговременного хранения электронных документов, отсканированных образов бумажных документов и индексной информации в едином хранилище данных;
  • повышение эффективности информационного взаимодействия пользователей в Минцифры России;
  • повышение управляемости процесса обработки документов за счет оперативного сквозного поиска информации о документе;
  • снижение временных и материальных затрат на ведение учета документов и подготовку отчетной документации.

Задачи создания СЭА Минцифры России:

  • создание единого информационного пространства электронных документных информационных ресурсов;
  • обеспечение перевода в электронный вид накопленного массива документов архивных дел (залповый ввод информационного ресурса);
  • обеспечение реализации различных сервисов предоставления доступа к электронным документам и к информации, содержащейся в электронных документах архивных дел;
  • настройка клиентских рабочих мест для организации доступа к данным СЭА Минцифры России;
  • предоставление регламентированного доступа к данным СЭА по различным критериям запроса;
  • создание ряда типовых программно-технических решений, обеспечивающих надежное хранение, защиту и использование электронных информационных ресурсов в Россвязи;
  • снижение совокупных затрат на обработку информации, сокращение сроков исполнения документов, за счет уменьшения времени доступа к данным.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Вплоть до 2016 года носило название “Экономика Рунета”.

В 2016 году было принято решение о расширении сферы исследования и его названия исследования: «Экономика Рунета / Экосистема Цифровой экономики России». С этого момента был окончательно закреплен новый акцент исследования: изучение и описание влияния интернет-экономики на офлайн (связанные с интернетом рынки).

Была дана отраслевая формулировка “Цифровой экономики” (сумма тех рынков, где добавленная стоимость товаров и услуг создается с использованием цифровых / информационных технологий).

Также была разработана методика описания и измерения Экосистемы цифровой экономики (Хабы / Срезы / Уровни) и был дан старт ее ежегодному измерению.

Площадка для единорогов

Доступные телемедицинские услуги, скоростные транспортные сети, устойчивые производственные цепочки и смарт-системы безопасности — наше представление об идеальном будущем тесно связано с индустрией гостеха. Мы хотим жить в удобных и комфортных городах и пользоваться качественными сервисами без лишней бюрократии.

«За рубежом количество создаваемых GovTech-сервисов исчисляется десятками в год. Одни из наиболее ярких стартапов — проект 120Water для массового контроля качества питьевой воды и CivicActions, электронная демократия, которая предполагает сбор и визуализацию в открытом пространстве информации о выборах, документах, принятых решениях и лицах, ответственных за принятие решений. 

Такие стартапы работают, получают выручку и создаются на венчурные деньги, что позволяет удовлетворить интересы пользователей, государства, акционеров и основателей. При этом они пользуются преимуществами частных компаний. 

В России же на начальном этапе подобные проекты разрабатывались и обслуживались преимущественно по инициативе государства и муниципалитетов. По большей части это были проекты в таких сферах, как госуслуги и МФЦ, элементы системы «Безопасный город», которые сейчас реализуются и функционируют с участием большого количества частных компаний», — говорит директор по R&D Национального центра информатизации «Ростеха» Александр Ануфриенко.

Получается, что к 2020 году в России сформировались оптимальные условия для запуска новых проектов. Но как понять, в каком направлении двигаться и какие проблемы требуют решения?

Чтобы составить цельную картину мировой гостех-индустрии и определить точки роста, команда аналитиков Vinci Research провела масштабное исследование рынка.

Минцифры и электронная подпись

Согласно внесенным в положение о Минцифры изменениям, по данным «Экспертного центра электронного государства», ведомство будет заниматься аккредитацией удостоверяющих центров и доверенных третьих сторон, а также проверять соблюдение доверенными третьими сторонами требований в рамках федерального закона «Об электронной подписи» и другими профильными нормативными правовыми актами. При обнаружении несоблюдения требований Минцифры будет выдавать предписания об устранении нарушений.

Минкомсвязи официально переименовано в Минцифры

В июле 2019 г. CNews сообщал об ужесточении требований к аккредитованным центрам, удостоверяющим электронную подпись. Согласно внесенным в то время в Госдуму законопроектам с поправками в Закон «Об электронной подписи», минимальный размер чистых активов центров предлагалось увеличить до 1 млрд руб., либо, если у удостоверяющего центра есть филиалы в как минимум двух третях российских регионов, до 500 млн руб.

Минимальный размер финансовой гарантии предлагалось увеличить до 200 млн руб. Если число мест осуществления лицензируемого вида деятельности превышает 10, то за каждое такое место необходима дополнительная финансовая гарантия в размере 500 тыс. руб., но не более 300 млн руб. в совокупности.

В ноябре 2019 г. после прохождения первого чтения в Госдуме законопроект увеличил минимальный размер чистых активов аккредитованного удостоверяющего центра с 7 млн руб. до 1 млрд руб., а минимальный размер финансового обеспечения – с 30 млн руб. до 200 млн руб. Если у удостоверяющего центра есть филиалы в как минимум двух третях российских регионов, то минимальный размер чистых активов может быть сокращен до 500 млн руб.

Как проходит цифровая трансформация компании: 3 важных условия
Цифровизация

Срок аккредитации удостоверяющих центров был сокращен с пяти до трех лет. За нарушения в работе удостоверяющих центров технического характера была введена административная ответственность, за умышленные действия сотрудников удостоверяющих центров, помимо административной, предусматривается уголовная ответственность.

Юридически институт доверенных третьих сторон был закреплен «антикризисным» законом №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» от 08 июня 2020 г.

Документ определил доверенные третьи стороны как организации, уполномоченные осуществлять деятельность по проверке электронных подписей в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами.

Интеграция с ЕАЭС, проекты Росакредитации, Ростехнадзора и Минспорта

930 млн руб. будет потрачено на обеспечение подключения федеральных органов исполнительной власти к Национальному сегменту России интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) для реализации общих процессов ЕАЭС. 780 млн руб. будет выделено на обеспечение развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры таможенных органов и информационной безопасности. Еще 115 млн руб. в 2019 г. было выделено на разработку и утверждение комплекса национальных документов, направленных на реализации Цифровой повестки ЕАЭС, в том числе утверждение Положения о координации, мониторинге, отборе и продвижении проектов и создании механизмов отбора и поддержки проектов по внедрению цифровых технологий и платформ на пространстве ЕАЭС.

На обеспечение развития и функционирования федеральной государственной информационной системы Росакредитации в целях сокращения издержек бизнеса и предоставления государственных услуг. (в том числе на ЕПГУ) будет выделено 660 млн руб.

580 млн руб. будет выделено на обеспечение создания, развития и функционирования цифровой платформы автоматизированной информационной системы Ростехнадзора в целях предоставления электронных услуг. на ЕПГУ. 350 млн руб. будет выделено на создание и функционирование цифровой платформы и цифровой трансформации функций Минспорта.

По 7 млрд руб. на «Цифровой лес» и цифровизацию избирательного процесса

Обеспечение предоставление цифровых сервисов для участников избирательного процесса обойдется в 7,2 млрд руб. Речь идет о проведении дистанционного электронного голосования на базе технологии блокчейн. Соответствующие решения уже применялись в 2019 г. на выборах в Московскую городскую думу и в 2021 г. на выборах Государственную думу.

Внедрение отраслевой цифровой платформы «Цифровой лес» обойдется в 6,9 млрд руб. На основе данной платформы будет обеспечено оказание электронных услуг. на ЕПГУ в сфере лесного хозяйства, также будет проведена цифровая трансформация управления лесным комплексом.

Rate article