Развитие цифровой экономики в России: технологии, прогнозы и перспективы

main

Фокус на космос и телеком

Производство базовых станций в России должно быть организованно в сверхкороткий срок, отметил на форуме министр.

«В отличие от компьютерного оборудования, где у нас были свои наработки, по базовым станциям мы только начали обсуждать развитие российского производства. В сверхкороткие сроки мы должны организовать производство и 5G, и 4G станций», — подчеркнул Шадаев, добавив, что уже есть форвардные контракты, по которым выбрано три конкурирующих между собой производителя.

Министр также заявил, что серьезное беспокойство вызывает отставание в космической отрасли — к примеру, в сегменте дистанционного зондирования Земли из космоса. Решение гражданских задач невозможно в отсутствие снимков из космоса и современной спутниковой группировки, это сказывается в том числе на эффективности борьбы с пожарами.

«Космос без поддержки государства точно не сможет развиваться такими темпами, как нам нужно. На прошлой неделе было большое заседание с участием президента, на котором обсуждалось, как в этом могут участвовать частные компании. <…> Мы договорились о наборе решений, у российских частных компаний есть перспективы и все необходимые условия, чтобы себя реализовать», – сказал глава Минцифры, подчеркнув, что многие из них – это выходцы из ИТ-отрасли, которые готовы брать на себя такие задачи, как выпуск космических аппаратов.

В качестве примера Шадаев привел космическую компанию «Бюро 1440», входящую в российский холдинг «ИКС холдинг», которая вывела на орбиту три космических аппарата связи миссии «Рассвет-1» собственной разработки.

«Они показали, что наши инженеры могут делать это быстро. <…> Думаю, к 2030 году у коллег получится сделать 737 аппаратов, как они планируют» – отметил Шадаев.

Ускорение экономического роста

Одним из основных приоритетов Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» является ускорение экономического роста страны. Для достижения этой цели предусмотрены ряд мероприятий, направленных на содействие развитию цифровой экономики и инновационных технологий.

Во-первых, в рамках программы предусмотрено развитие инфраструктуры цифровой экономики. Это включает создание высокоскоростных интернет-сетей, строительство цифровых инновационных центров и технопарков, а также развитие облачных технологий и цифровых платформ.

Во-вторых, программа предусматривает поддержку инновационных стартапов и развитие венчурного капитала. Для этого будут созданы специальные инновационные фонды, предоставляющие финансирование и экспертное сопровождение для молодых инновационных проектов.

В-третьих, в рамках программы предусмотрено развитие цифровых навыков у населения. Будут проводиться специальные образовательные программы и тренинги, направленные на повышение грамотности в области цифровых технологий у всех слоев населения.

В-четвертых, программой предусмотрены меры по привлечению иностранных инвестиций и технологий. Для этого будут предоставляться льготы и привилегии иностранным компаниям, которые согласятся вкладывать средства в развитие цифровой экономики России.

В-пятых, Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» предусматривает усиление государственного контроля за цифровыми платформами и обеспечение информационной безопасности. Будут разработаны специальные меры по защите персональных данных и предотвращению киберпреступности.

В целом, целью ускорения экономического роста в рамках программы является создание благоприятных условий для развития цифровой экономики в России. Это позволит увеличить производительность труда, снизить затраты на производство и стимулировать инновационную деятельность, что в результате приведет к экономическому росту и улучшению уровня жизни населения.

Интеллектуальные технологии

В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» особое внимание уделяется развитию и применению интеллектуальных технологий. Интеллектуальные технологии играют важную роль в создании инновационной и эффективной цифровой экономики

Одной из ключевых задач является развитие и повышение доступности искусственного интеллекта. Искусственный интеллект является основой для создания автоматизированных и автономных систем, способных анализировать большие объемы данных, принимать решения и выполнять сложные задачи.

В рамках программы планируется разработка и внедрение интеллектуальных систем в разные сферы экономики – от медицины и фармацевтики до промышленности и транспорта. Интеллектуальные системы позволят автоматизировать процессы, оптимизировать ресурсы и повысить производительность.

Важным аспектом развития интеллектуальных технологий является подготовка кадров. Планируется создание образовательных программ и центров по подготовке специалистов в области искусственного интеллекта и анализа данных. Также предусмотрено развитие научных исследований в данной области.

В целом, развитие интеллектуальных технологий является одним из приоритетов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Успешная реализация данной программы позволит России занять лидирующие позиции в области цифровых технологий и стать конкурентоспособной в мировом экономическом пространстве.

Создание цифровой инфраструктуры

Цифровая инфраструктура является одним из важных элементов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Ее создание направлено на развитие и улучшение информационно-коммуникационных технологий в стране.

Цифровая инфраструктура включает в себя различные элементы:

  • Широкополосные сети связи. Они позволяют обеспечить доступ к интернету для всех граждан и предоставлять услуги связи на высоком уровне.
  • Цифровые платформы. Это электронные порталы и программные решения, которые предоставляют доступ к различным информационным и государственным услугам.
  • Центры обработки данных. Они обеспечивают хранение и обработку больших объемов информации.
  • Кибербезопасность. Создание безопасной цифровой среды, защита информации и борьба с киберугрозами.

Цифровая инфраструктура является основой для развития цифровой экономики и создания новых технологических решений. Она позволяет улучшить качество жизни граждан, развить технологические стартапы, повысить конкурентоспособность российской экономики.

Для создания цифровой инфраструктуры необходимо развить сотрудничество между государством, бизнесом и научными организациями

Важно создать правовую и организационную базу, которая обеспечит развитие инфраструктуры, стимулирует инвестиции в эту сферу

Одним из приоритетов создания цифровой инфраструктуры является повышение доступности и качества широкополосного интернета. В рамках программы планируется развитие высокоскоростной сети на всей территории России, включая удаленные и малонаселенные регионы.

Также важно развивать цифровые платформы для предоставления государственных услуг и коммуникации с гражданами и бизнесом. Доступность электронных сервисов позволит упростить взаимодействие с органами государственной власти и повысить эффективность предоставления услуг

Создание центров обработки данных и развитие кибербезопасности являются неотъемлемой частью цифровой инфраструктуры. Это поможет сохранить большие объемы данных и обеспечить их безопасность от киберугроз.

Таким образом, создание цифровой инфраструктуры является важной задачей национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Развитие информационно-коммуникационных технологий и цифровых решений позволит сделать страну более конкурентоспособной в мировом масштабе и повысить качество жизни граждан

Цифровая экономика России

Цифровая экономика — это концепция развития экономики, основанная на использовании технологий информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения производительности и эффективности бизнес-процессов во всех секторах экономики.

Россия придает особое значение развитию цифровой экономики и для этого разработана национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Эта программа включает в себя различные приоритеты и меры для развития цифровой экономики в стране.

Один из главных приоритетов программы — развитие инфраструктуры цифровой экономики. Это включает в себя создание высокоскоростных интернет-соединений, расширение доступа к интернету в регионах, развитие цифровых платформ и сервисов для бизнеса и населения.

Второй приоритет — развитие цифровых компетенций среди населения. Для этого предусмотрены специальные программы обучения и подготовки кадров в области информационных технологий, повышение осведомленности и доступности цифровых технологий для всех слоев населения.

Третий приоритет — развитие цифровой инновационной экосистемы. Здесь важными элементами являются развитие стартапов и инновационных проектов, поддержка их финансирования, создание благоприятных условий для развития цифровых технологий, внедрение их в различные сферы экономики.

Четвертый приоритет — защита цифровой инфраструктуры и информационной безопасности. При развитии цифровой экономики особую роль играет защита от киберугроз и взломов, обеспечение безопасности электронных транзакций и данных, защита прав потребителей в цифровом пространстве.

И наконец, пятый приоритет — использование цифровых технологий во всех сферах экономики. Цифровизация должна происходить во всех секторах экономики, включая промышленность, сельское хозяйство, образование, здравоохранение и другие сферы.

Цифровая экономика России имеет большой потенциал для развития и может стать одним из ключевых факторов роста и модернизации экономики страны. Реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» позволит ускорить развитие цифровой экономики, повысить конкурентоспособность страны и улучшить качество жизни населения.

История вопроса

О переходе на цифровую экономику в конце 2016 г. объявил
президент России Владимир Путин. В послании к Федеральному Собранию глава государства
предположил, что в ближайшее десятилетие ИТ-индустрия станет одной из ключевых
экспортных отраслей страны. Вскоре была
создана рабочая группа Экономического совета при президенте РФ по
направлению «Цифровая экономика».

Уже в апреле этого года Минкомсвязи представил
предварительную версию программы. В ней говорилось о строительстве
50 умных городов с беспилотниками, создании
системы цифровой демократии и покрытии
всех магистралей страны сотовой связью с возможностью беспроводной передачи
данных. Проект предусматривал
дистанционное оказание государственных и муниципальных услуг, создание
цифровой медицины, а также покупку
иностранных компаний для проведения исследовательской деятельности в сфере ИТ.

О цифровой экономике президент Владимир Путин говорил
и на Петербургском международном экономическом форуме. Тогда он заявил, что
государству удастся сократить разрыв в доходах беднейших и богатейших россиян. Программа
была
представлена российскому лидеру в начале июля.

Как сократится господдержка ИТ

Ранее CNews писал о том, что госрасходы на КИТ в 2024 г. снизятся. Так, на реализацию мероприятий государственной программы «Информационное общество» Минцифры в 2024 г. будет выделено 277,7 млрд руб. — это на 11% ниже запланированного. Об этом Шадаев сообщал на заседании ИТ-комитета Госдумы 10 октября 2023 г.

Олег Кот, SMART technologies — об импортозамещении в банках и ЦФА-платформах
Импортонезависимость

В 2023 г. на программу было запланировано 309,9 млрд руб., однако, судя по сводной бюджетной росписи, по состоянию на 1 сентября 2023 г. расходы по этой программе достигли 320,4 млрд руб.

Максут Шадаев объяснял, что финансирование госпрограммы «Информационное общество» упадет из-за разработки нового проекта «Национальная экономика данных» по поручению президента Владимира Путина.

Кроме того, поддержка новых ИТ-разработок также сократят в 2024 г. в два раза – на них потратят 2,4 млрд руб. вместо 5 млрд руб.

Основные цели

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» имеет следующие основные цели:

  1. Развитие цифровой инфраструктуры — создание сетей связи высокой скорости и доступа к интернету для всех регионов страны.
  2. Создание цифровой экосистемы — развитие инновационных технологий и цифровых платформ для обмена информацией и сотрудничества между государственными органами, бизнесом и гражданами.
  3. Повышение качества образования и развитие цифровых навыков — внедрение цифровых технологий в образовательный процесс, формирование у граждан навыков работы с цифровыми технологиями.
  4. Развитие цифровой экономики и привлечение международных инвестиций — создание условий для развития цифровых предприятий и привлечение иностранных инвестиций в цифровые проекты в России.
  5. Обеспечение безопасности информации и защита личных данных — создание механизмов защиты информации и личных данных граждан, противодействие киберпреступности и информационным угрозам.

Достижение данных целей позволит создать благоприятную среду для развития цифровой экономики в Российской Федерации и обеспечит прогрессивную трансформацию страны в цифровую век.

Основные характеристики Программы

Целью Программы является «ускорение цифровой трансформации Российской Федерации» . При этом в качестве главной задачи является создание условий и возможностей для резкого повышения качества жизни населения страны, модернизации экономики, государственного управления, а также инфраструктуры на основе внедрения современных цифровых технологий.

Бюджет Программы, одобренный Правительством в сентябре 2018 г., предполагает общие затраты в период 2018–2024 гг. в размере более 2,6 трлн руб., из которых 1,1 трлн руб. будут профинансированы за из средств федерального бюджета, а остальные и внебюджетных источников . При этом основной объем финансирования (79,7%) приходится на развитие информационной инфраструктуры страны. В рамках данного направления планируется создание глобальной спутниковой системы, обеспечивающей беспроводный доступ в интернет, развитие сети мобильной связи пятого поколения (5G), а также интернета вещей. 8,89% финансирования предполагается направить на перевод государственных услуг и государственного управления в цифровой формат, 5,37% – на развитие кадрового потенциала, 4,88% – на реализацию проектов развития цифровых технологий и поддержку разработчиков отечественных цифровых решений, 1,10% – на повышение уровня информационной безопасности, и менее 0,07% на разработку необходимой нормативно-правовой базы цифровой экономики. Следует отметить, что плановая схема финансирования включает в себя только федеральный бюджет и внебюджетные источники, и не охватывает расходы региональных и местных бюджетов.

Предполагаемая структура финансирования Программы по годам в разрезе подпрограмм в соответствии с проектом, внесенным в Правительство Российской Федерации Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций представлена в таблице (см. таблицу 1).

Таблица 1 – Структура финансирования Программы

Наименование подпрограммы Объем финансирования, млн руб.
2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Нормативное регулирование цифровой среды 220 290 290 300 250 250 250
Кадры для цифровой экономики 439 10 533 22 056 32 434 23 196 24 322 30 650
Цифровые технологии и проекты 1 496 17 501 18 156 22 870 25 950 29 800 14 700
Информационная инфраструктура 173 289 526 948 381 504 354 872 353 529 342 394
Информационная безопасность 364 7 403 9 533 9 315 1 050 979 773
Цифровое государство 4 762 26 188 43 966 47 484 38 293 37 600 39 554

Заключение

Само наличие программы такого уровня свидетельствует о понимании со стороны государства важности проблемы, необходимости ускоренного освоения цифровых технологий и их широкого применения во всех сферах экономической и общественной жизни. К сожалению, эта программа пока не нашла своего полного отражения в документах государственного стратегического планирования – стратегии социально-экономического развития и промышленной политике регионов, стратегии территориального развития и т.п

Очевидно, что интенсивное внедрение цифровых технологий существенно повысит уровень конкурентоспособности российской экономики в целом. С учетом того, что многие прямые конкуренты российских компаний уже прошли этот путь будет полезным проанализировать их опыт и дать оценку возможности его имплементации в российских условиях.

В целом институциональная среда в российской экономике весьма благоприятна для внедрения цифровизации – драйверов, которые положительно сказываются на данном процессе, гораздо больше, чем препятствий. Однако, с учетом того, что проекты цифровизации имеют значительное социальное значение, необходима разработка специальных механизмов их реализации с обязательным учетом реальных возможностей регионов России по реализации запланированных мероприятий. При этом одной из ключевых задач стратегии развития страны должно стать сглаживание региональной технологической и кадровой дифференциации.

Кроме того, следует отметить, что в современных экономических условиях, только небольшое число проектов может быть профинансировано государством. Для решения этой проблемы необходимо привлечение в проекты внебюджетных средств. Для этого необходимо рассмотреть возможность применения механизма государственно-частного или муниципально-частного партнерства и разработать необходимые меры государственной поддержки этих направлений (налоговые льготы, субсидии и т.п.).

Библиографический список:

  1. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). . – URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 18.02.2018).
  2. Ерешко Ф.И., Меденников В.И., Сальников С.Г. Проектирование единого информационного Интернет-пространства страны // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. – 2016. – № 5. – С. 11–19.
  3. Кунцман А.А. Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровой экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2016. – № 11. – С. 93–102.
  4. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: // Собрание законодательства РФ. – 2017. – 07 авг. – № 32. – ст. 5138.
  5. Селиванова Е.С. Институциональная природа цифровизации российского коммуникационного пространства в системе общественно-политического и корпоративного взаимодействия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. – 2018. – № 45. – С. 40–48.
  6. Цифровая экономика // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. . – https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/779/ (дата обращения: 18.02.2018).
  7. Шабашев В.А., Щербакова Л.Н. Тенденции цифрового равенства/неравенства в современном мире // Социологические исследования. – 2016. – № 9. – С. 3–12.

References:

  1. Unified interdepartmental information and statistical system (IISIS). . — URL: https://fedstat.ru/ (appeal date: 02/18/2018).
  2. Yereshko F.I., Medennikov V.I., Sal’nikov S.G. Designing a single information Internet space of the country // Business in Law. Economic and legal journal. — 2016. — № 5. — P. 11–19.
  3. Kuntsman A.A. Transformation of the internal and external environment of business in a digital economy // Management of economic systems: electronic scientific journal. — 2016. — № 11. — P. 93–102.
  4. On approval of the program “Digital economy of the Russian Federation” : // Meeting of the legislation of the Russian Federation. — 2017. — 07 Aug — № 32. — Art. 5138.
  5. Selivanova Ye.S. Institutional nature of digitalization of the Russian communication space in the system of socio-political and corporate interaction // Scientific Gazette of Belgorod State University. — 2018. — № 45. — p. 40–48.
  6. Digital economy // Ministry of digital development, communication and mass communications of the Russian Federation. . — https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/779/ (appeal date: 02/18/2018).
  7. Shabashev V.A., Shcherbakova L.N. Tendencies of digital equality / inequality in the modern world [Tendentsii tsifrovogo ravenstva/neravenstva v sovremennom mire]// Sociological studies. — 2016. — № 9. — P. 3–12.
Rate article