Технологическая трансформация: цифровая революция в государственном управлении России

main

Указ президента

Указом Владимира Путина в России создано управление президента по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи. Текст указа «О мерах по оптимизации структуры Администрации Президента РФ» опубликован на сайте kremlin.ru.

Как следует из текста документа, новое управление было создано в результате реорганизации ранее существовавшего управления президента по применению информационных технологий и развитию электронной демократии, которым руководил Андрей Липов. Новое управление будет самостоятельным подразделением в составе Администрации Президента.

Общее руководство деятельностью нового управления было возложено на первого заместителя руководителя Администрации президента в соответствии с распределением обязанностей между должностными лицами Администрации. В настоящий момент у главы Администрации Президента есть два первых заместителя — Алексей Громов и Сергей Кириенко. Согласно циркулирующей информации, курировать управление по ИКТ будет Сергей Кириенко.

Непосредственное руководство деятельностью управления будет осуществлять его начальник, который назначается Президентом России по представлению главы Администрации Президента.

Цифровое государственное управление

В 2020 г. потрачено 23,6 млрд рублей (93,6%)

Помимо развития портала Госуслуг — единого окна для взаимодействия между государством гражданами, — 95% социально значимых услуг должны быть переведены в электронный вид. Начиная с апреля 2021 года пользователям стала доступна бета-версия обновленного портала, ключевым отличием которой является наличие интеллектуального помощника — робота Макса, в онлайн-режиме отвечающего на вопросы пользователей, выявляя их потребности.

Кроме того, до конца 2021-го в России должны быть запущены шесть новых суперсервисов — госуслуг нового вида, сформированных вокруг жизненных ситуаций каждого человека: «Уведомление и обжалование штрафов за нарушение ПДД онлайн»; «Правосудие онлайн»; «Рождение ребенка»; «Утрата близкого человека»; «Трудовая миграция онлайн»; «Мое здоровье онлайн».

В настоящее время на портале доступны семь суперсервисов. Среди них: «Поступление в вуз онлайн», с помощью которого во время пандемии выпускники школ подавали документы и дистанционно оформляли зачисление в вузы; «Социальная поддержка онлайн» (с согласия гражданина информирует о возможном возникновении прав на меры социальной поддержки); «Цифровое исполнительное производство» (помогает узнать о ходе исполнительного производства, а также дистанционно подать ходатайство без посещения судебных приставов); «Трудовые отношения онлайн» (позволяют оформить пособие по безработице с использованием базы вакансий «Работа в России», а также получить сведения о трудовой деятельности в электронном виде); «Оформление европротокола онлайн» (мобильное приложение для платформ Android и iOS, предоставляет возможность оформить ДТП без участия сотрудника ГИБДД); «Пенсия онлайн»; «Онлайн-помощь при инвалидности».

В период пандемии выросла аудитория пользователей портала «Госуслуги»: на 12,1 млн увеличилась количество пользователей портала (до 77,5 млн человек), вдвое выросла средняя ежедневная аудитория портала (4,2 млн пользователей), а также увеличилось количество обращений, не требующих очного присутствия.

Сейчас в личном кабинете обеспечен доступ гражданина к 12 видам сведений о себе и истории межведомственных запросов по заявлениям. При этом более двух пользователей оформили заявки на получение финансовых услуг с использованием данных портала «Госуслуги».

Сводка

Организация УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ из г Липецк по которой в сервисе Выписка Налог можно получить выписку с эцп или проверить организацию на надежность и платежеспособность, имеет реквизиты для проверки в нашей базе фирм ИНН 4826146829, ОГРН 1214800000359 и официальный офис компании находится по адресу 398014, Липецкая обл, г Липецк, Советский округ, Ленина-Соборная пл, д 1. Так же можно узнать данные о регистрации в налоговой инспекции и дату создания компании, сведения о постановке в ПФР и ФСС, прибыль организации и бухгалтерский баланс УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ по данным Росстата, аффилированные лица ГКУ, ФИО директора и учредителей и их участия в управлении сторонними компаниями, реквизиты фирмы, фактический адрес местонахождения учредителя, основной вид деятельности и дополнительные коды ОКВЭД. С данными для проверки организации по ИНН и информации о УПРАВЛЕНИЕ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ можно ознакомиться ниже или сразу заказать платную выписку в форме документа pdf с электронной подписью на вашу почту.

Внедрение цифровых технологий в государственное управление

Процессы внедрения цифровых технологий в государственное и муниципальное управление требуют задействования специализированных команд цифровой трансформации, построенных на ролевой модели управления проектами – каждый участник такой команды имеет конкретную квалификацию, компетенции и зону ответственности.

Цифровая команда, как правило, имеет следующую структуру:

  • CDTO(Chief Digital Transformation Officer) – руководитель по цифровой трансформации, проводник единой политики цифрового развития, который который обеспечивает управление реализацией проектов цифровой трансформации и координацию проектов национальной программы «Цифровая экономика» с другими органами власти, а также выбирает цели проекта, вырабатывает последовательность действий и согласовывает бюджет;
  • главный архитектор платформы, который отвечает за проведение практической автоматизации, обеспечивает целостность платформы, включая поддержку системы управления бизнес-процессами, единство бизнес-процессов и интеграцию процессов всех участников платформы на взаимовыгодной основе. Также он создает единый подход к построению системы управления данными, включая интеграцию с внешними источниками, разработку релевантных механизмов обмена данными и контроля целостности данных, интеграции и синхронизации данных внутри всех систем платформы и внешних систем;

  • CDO (Chief Data Officer) – руководитель по работе с данными, который отвечает за своевременное обеспечение подразделений необходимыми данными и аналитикой, их хранение и обработку. В его обязанности также входит управление архитектурой данных и поддержание необходимых IT-процессов. Основной функцией CDO в субъектах Федерации в первую очередь является интеграция данных, в рамках которой осуществляется интеграция с федеральными ГИС, консолидация внутренних данных, консолидация данных муниципальных образований, интеграция с коммерческими экосистемами;

  • CTO (Chief Transformation Officer) – руководитель по цифровому проектированию и процессам, который отвечает за внедрение процессного подхода и проектирование новых цифровых сервисов. В компетенции CTO входят процессное управление, изучение потребностей потенциальных пользователей информационных ресурсов и цифровых продуктов и сервисов, а также решение слабоструктурированных задач.

При этом специалисты цифровых команд должны обладать знаниями и компетенциями, необходимыми для процессного управления и управления изменениями при использовании цифровых технологий в госуправлении, в управлении регионом или в муниципальном управлении. Получить все необходимые знания можно в рамках курсов по программам MBA IT, которые проводит ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. Записаться на курсы можно здесь.

Направление 3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов

Направлено на создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей национальную безопасность и технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне. Оно предполагает:

  • формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики; 
  • формирование технологических заделов в области цифровой экономики; 
  • формирование компетенций в области цифровой экономики.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн рублей) – 30 единиц; 
  • количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 млн долл.) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10.

Центр компетенции по направлению: ГК «Ростех», ГК «Росатом».

Ответственные от центра компетенций: Василий Бровко, директор по особым поручениям; Кирилл Комаров, Первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России.

Руководитель рабочей группы: Александр Повалко, Гендиректор АО «РВК».

Кадры для цифровой экономики

В 2020 г. потрачено 5,9 млрд рублей (94,5%)

Подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики поможет обеспечить усовершенствованная система образования. Кроме того, граждане страны смогут получать новую мотивацию для освоения цифровых компетенций. В частности, возможность освоения цифровых компетенций по специальным программам дополнительного образования на условиях полной или частичной компенсации затрат должны получить 200 тыс. россиян. При этом 50 тыс. госслужащих пройдут обучение компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления. Будет увеличен прием на бюджетные места в вузах на программы в сфере информационных технологий до 120 тыс. человек. Кроме того, 80 тыс. преподавателей высшего и среднего профессионального образования пройдут повышение квалификации по новым программам для специальностей в сфере информационных технологий (ИТ) и различных предметных отраслей.

По данным Минцифры, в 2020 году на бюджетные отделения вузов по ИТ-направлениям поступили порядка 62 тыс. человек. Прирост к прошлому году составил 25% (в 2019-м принято 49,5 тыс. человек)

Привлечь внимание молодежи к перспективным профессиям и заинтересовать их новыми ИТ-направлениями помогут программы популяризации ИТ-специальностей, которые российские регионы начали реализовывать в 2021 году. Продолжилась реализация дополнительных профессиональных образовательных программ, включая программы переподготовки антикризисных лидеров и команд цифровой экономики

В 2020-м обучение по ним прошли 5,5 тыс. человек.

В 2019 году была запущена программа дополнительного профессионального образования для различных групп населения с использованием персональных цифровых сертификатов. В 2020-м в реализации программы приняли участие 48 регионов. За два года 38 тыс. человек получили дополнительное профессиональное образование по этой программе.

Для повышения эффективности государственной политики в сфере цифрового развития на государственной (муниципальной) службе организовано обучение работающих специалистов, включая руководителей организаций и сотрудников органов власти и органов местного самоуправления. За 2019–2020 годы обучение прошли 23 тыс. человек.

Пять направлений и семь проектов


Фото: пресс-служба Минпросвещения России

Документ охватывает период до 2030 года и предполагает работы сразу по пяти направлениям (трекам) цифровой трансформации. Каждое направление — глубоко проблемное для российских университетов и научных организаций:

  • Архитектура цифровой трансформации. Проблема в том, что существующие информационные системы создавались в разное время и слабо связаны между собой. Министерству требуется выработать единый подход к цифровой трансформации образования и науки, чтобы на его основе вузы реализовали собственные стратегии трансформации. Отслеживать этот процесс министерство предполагает с помощью специально созданной BI-системы.
  • Развитие цифровых сервисов. Их рынок в России растёт, но вузы часто внедряют технологии формально, для галочки, а кроме того, сохраняется проблема неравного доступа к «цифре». Министерство предполагает создать ряд сервисов для всех сторон деятельности образовательных и научных организаций: администрирования, образования, науки и инноваций, управления кампусом и инфраструктурой.
  • Управление данными. Сбор, качество и безопасность данных в системе науки и высшего образования сейчас не в лучшем состоянии. На встрече с ответственными за цифровую трансформацию вузов Александр Нарукавников заявил, что пора уходить от системы сбора информации через бесконечные Excel-формы, которые министерство рассылает вузам. Должна появиться система, которая будет принимать данные постоянно и автоматически и формировать на их основе предиктивную аналитику.
  • Модернизация инфраструктуры. Здесь министерство ставит цель заменить всё морально устаревшее оборудование и добиться, чтобы инфраструктура вузов и научных центров своевременно менялась в соответствии с современными техническими требованиями.
  • Управление кадровым потенциалом. В результате реализации стратегии 100% преподавателей и административных сотрудников в вузах должны обладать цифровыми компетенциями. Сейчас этот показатель оценивается довольно низко: например, только 23% преподавателей используют шифрование данных, пароли и другие средства защиты информации в цифровой среде.

Стратегия включает семь проектов, каждый из которых должен обеспечить продвижение к «цифровой зрелости» по одному или сразу по нескольким из пяти названных выше направлений. Прототипы или базовые версии сервисов по каждому из проектов должны заработать уже к 2024 году или раньше.


Фото: Rido / Shutterstock

Тендерная документация

Оказание услуг по модификации региональной информационной системы «Управление имуществом Липецкой области» в части цифровизации деятельности органа власти и органов местного самоуправления, предоставляющих услуги в сфере имущественных и земельных отношенийОбоснование начальной (максимальной) цены контрактОказание услуг по модификации региональной информационной системы «Управление имуществом Липецкой области» в части цифровизации деятельности органа власти и органов местного самоуправления, предоставляющих услуги в сфере имущественных и земельных отношенийПроект контракта.docxОказание услуг по модификации региональной информационной системы «Управление имуществом Липецкой области» в части цифровизации деятельности органа власти и органов местного самоуправления, предоставляющих услуги в сфере имущественных и земельных отношенийОписание объекта закупки.docОказание услуг по модификации региональной информационной системы «Управление имуществом Липецкой области» в части цифровизации деятельности органа власти и органов местного самоуправления, предоставляющих услуги в сфере имущественных и земельных отношенийТребования к содержанию, составу заявки.docxОказание услуг по модификации региональной информационной системы «Управление имуществом Липецкой области» в части цифровизации деятельности органа власти и органов местного самоуправления, предоставляющих услуги в сфере имущественных и земельных отношенийИзвещение об осуществлении закупки.docxУслуги по адаптации системы электронного документооборота Правительства Липецкой области, исполнительных органов государственной власти Липецкой области, муниципальных органов власти Липецкой области в части: обеспечения работы с поручениями Президента РФ, обеспечения работы с договорами и соглашениями, обеспечения работы с нормативно правовыми актами администрации города Липецка и передаче архива нормативно правовых актов администрации города Липецка в Систему, написания запросов для формирования аналитических данных по работе с обращениями граждан в ИАС ЛООбоснование начальной (максимальной) цены контрактУслуги по адаптации системы электронного документооборота Правительства Липецкой области, исполнительных органов государственной власти Липецкой области, муниципальных органов власти Липецкой области в части: обеспечения работы с поручениями Президента РФ, обеспечения работы с договорами и соглашениями, обеспечения работы с нормативно правовыми актами администрации города Липецка и передаче архива нормативно правовых актов администрации города Липецка в Систему, написания запросов для формирования аналитических данных по работе с обращениями граждан в ИАС ЛОПроект контракта.docxУслуги по адаптации системы электронного документооборота Правительства Липецкой области, исполнительных органов государственной власти Липецкой области, муниципальных органов власти Липецкой области в части: обеспечения работы с поручениями Президента РФ, обеспечения работы с договорами и соглашениями, обеспечения работы с нормативно правовыми актами администрации города Липецка и передаче архива нормативно правовых актов администрации города Липецка в Систему, написания запросов для формирования аналитических данных по работе с обращениями граждан в ИАС ЛООписание объекта закупки.docxУслуги по адаптации системы электронного документооборота Правительства Липецкой области, исполнительных органов государственной власти Липецкой области, муниципальных органов власти Липецкой области в части: обеспечения работы с поручениями Президента РФ, обеспечения работы с договорами и соглашениями, обеспечения работы с нормативно правовыми актами администрации города Липецка и передаче архива нормативно правовых актов администрации города Липецка в Систему, написания запросов для формирования аналитических данных по работе с обращениями граждан в ИАС ЛОТребования к содержанию, составу заявки.docxУслуги по адаптации системы электронного документооборота Правительства Липецкой области, исполнительных органов государственной власти Липецкой области, муниципальных органов власти Липецкой области в части: обеспечения работы с поручениями Президента РФ, обеспечения работы с договорами и соглашениями, обеспечения работы с нормативно правовыми актами администрации города Липецка и передаче архива нормативно правовых актов администрации города Липецка в Систему, написания запросов для формирования аналитических данных по работе с обращениями граждан в ИАС ЛОИзвещение об осуществлении закупки.docxвся документация

Заключение

Современная система управления регионами, основанная на использовании инновационных информационных технологий, носит гибкий и комплексный характер, ориентируясь на перспективу, обеспечивает «сквозное» управление процессами – от идеи до реализации. От того, насколько точно определены потребности и проблемы развития регионов, а также национального рынка в целом, насколько точно осуществлены оценки инновационного рыночного потенциала  предприятий, а также обеспечен выбор соответствующих приоритетов и распределение ресурсов на их реализацию, зависит инновационное стратегическое развитие региональной экономики и национальной экономики в целом.

В условиях развития информационной  экономики изменяется отношение к главной производительной силе общества – человеку высокоинтеллектуального, высокопроизводительного труда, как основе инновационных ресурсов государства. Роль высококвалифицированных специалистов, способных создавать и обслуживать высокотехнологичные информационные системы,   будет непрерывно возрастать.

На современном этапе развития отечественной экономики основой для инновационной деятельности все в большей степени становятся регионы, обладающие мощным научно-техническим и информационно-технологическим потенциалом, являющиеся наиболее перспективными для построения на их базе инновационно-инвестиционной сети, объединяющей науку, производство и рынок.

Современные инновационные предприятия, активно использующие перспективные информационные технологии, обеспечивают максимальную адаптацию производства к требованиям рынка и способствуют  интенсивному развитию научно-технологических  комплексов, деятельность которых ориентирована на удовлетворение спроса  региональных профильных рынков и обеспечение эффективного развития регионов и национальной экономики в целом.

Список литературы

  1. О стратегии развития информационного общества Российской Федерации  на 2017-2030  годы. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203. URL: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 16.09.2021).
  2. Ястребов, А.П. Реализация инновационных технологий электронной коммерции в предпринимательской деятельности: монография / А.П.Ястребов.- СПб.: ГУАП, 2018.-101 с.
  3. Россия в цифрах. 2020 : Краткий статистический сборник / Росстат – М.,2020 – 550 с.
  4. Бабкина, А.В. Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы // тр. науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. 685с.

 Bibliography

  1. On the strategy for the development of the information society of the Russian Federation for 2017-2030 . Decree of the President of the Russian Federation of 09.05.2017 No. 203. URL: http://www.kremlin.ru (date of access: 16.09.2021).
  2. Yastrebov, A.P. Implementation of innovative e-commerce technologies in business: monograph / A.P. Yastrebov.- SPb .: GUAP, 2018.-101 p.
  3. Russia in numbers. 2020: Brief statistical collection / Rosstat — M., 2020 — 550 p.
  4. Babkina, A.V. Digital Economy and Industry 4.0: Problems and Prospects // Tr. scientific-practical conf. with int. participation. SPb.: Publishing house of Polytechnic. University, 2017.685 p.
Rate article