От зарождения к цифровому превосходству: путь к будущему для российских компаний

main
Contents
  1. Как происходит цифровизация образования в России
  2. Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch
  3. Стандарты «Цифровой школы»
  4. Проект ВШЭ и ЦСР
  5. Направление 4. Информационная инфраструктура
  6. Рекомендации
  7. Что такое цифровизация экономики
  8. Что значит цифровые технологии в образовании
  9. Цифровизация финансов
  10. Искусственный интеллект
  11. Преимущества
  12. Softline – центр научной разработки
  13. Конфликт Израиля и Палестины: возвращение Судного дня? Применит ли Израиль ядерное оружие?
  14. Цели
  15. Первый уровень цифровизации
  16. Направление 3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов
  17. Показатели других национальных целей
  18. Влияние на общество
  19. Причины цифрового подрыва
  20. Проблемы цифровизации образования в России
  21. Утрачивание способности воспринимать большие тексты
  22. Появление экранной зависимости из-за цифрового образования
  23. Проблемы цифрового образования: снижение социальных навыков 
  24. Электромагнитное излучение из-за цифрового образования
  25. Четвертый уровень цифровизации
  26. Цель цифрового обучения
  27. Цифровая платформа как сердце мировой экономики

Как происходит цифровизация образования в России

Россия предпринимает меры по цифровизации образования. Появляется все больше госпрограмм, грантов и льгот для тех, кто все это дело двигает в массы. 

Как я уже отметил выше, страна нуждается в специалистах нового поколения, подкованных в области IT и способных повлиять на развитие различных сфер бизнеса в пределах РФ. 

Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch

EdCrunch – это крупная конференция, организованная силами Минобрнауки, Минпросвещения и десятком других организаций. На конференции обсуждаются вопросы цифрового образования. Спикеры рассказывают о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с применением современных технологий, сделав его эффективнее. 

По данным с EdCrunch 2019, российские специалисты планируют и дальше «уничтожать» преграды в виде возраста, состояния здоровья и местожительства обучающихся. Для этого уже давно в сети размещаются лучшие онлайн-курсы от отечественных преподавателей. 

Стандарты «Цифровой школы»

Да, уже есть стандарты школы будущего, и звучат они крайне футуристично. К примеру, у каждого преподавателя должен быть планшетный компьютер на базе отечественной операционной системы. В школах наконец появится система видеонаблюдения, нормально работающий WiFi и телевизоры со Smart TV. 

Документ получился весьма подробным. В нем детально описано необходимое программное и аппаратное оснащение, прописаны необходимые стандарты, а также указаны цели внедрения тех или иных технологий и устройств в образовательный процесс. Ознакомьтесь ради интереса!

Проект ВШЭ и ЦСР

Высшая школа экономики хочет сделать свой вклад и повлиять на цифровизацию образования в России. В проект ВШЭ входят:

  • Разработка и апробация новых цифровых учебно-методических комплексов, замещающих традиционных учебники. В их проектировании даже искусственный интеллект применяется, чтобы тот подстраивались под нужды конкретного ученика. 

  • Создание систем автоматической объективной оценки знаний. 

  • Создание систем-фильтров для поисковых служб, чтобы обучающиеся могли пользоваться только качественными и безопасными источниками информации в сети. 

  • Включение в образовательную программу обучающих игр и цифровых симуляторов, чтобы сильнее вовлечь учеников в процесс обучения. 

  • Внедрение в образовательную систему программного обеспечения, которое упростит ведение отчетности и сведет к минимум все бюрократические помехи. 

Направление 4. Информационная инфраструктура

Формирование Цифровой экономики невозможно без создания соответствующей инфраструктуры, способствующей развитию науки и инноваций, разработке и внедрению цифровых технологий, расширению доступа к сети Интернет, вложению инвестиций в сферы, связанные с ИТ. Цели данного направления заключаются в:

  • развитии сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; 
  • развитии системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных; 
  • внедрении цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан; 
  • создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет» (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97 процентов; 
  • во всех крупных городах (1 млн человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше.

Центр компетенции по направлению: ПАО «Ростелеком».

Ответственный от центра компетенций: Борис Глазков, Вице-президент по стратегическим инициативам.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России.

Руководитель рабочей группы: Анна Серебряникова, Операционный директор «Мегафона».

Рекомендации

  • Ускорить реализацию общей «цифровой повестки» за счет консолидации усилий и компетенций участников Программы – госрегуляторов, корпораций и банков.

  • Использовать государственную повестку для цифровизации основных сфер управления, в том числе здравоохранения, образования, промышленности, системы таможенного регулирования и других.

  • Принимать непосредственное участие в развитии «интернет-экономики», формировании единых стандартов обмена информацией и ее защиты.

  • Выявить и усилить уникальные драйверы динамики цифрового развития в стране.

  • Использовать сотрудничество с учебными учреждениями для формирования системы опережающего обучения новейшим компетенциям для лидерства в прорывных информационно-коммуникационных технологиях.

Что такое цифровизация экономики

Результатом влияния цифровизации на экономику становится появление цифровой экономики – системы экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. 

К основным технологиям цифровизации экономики относятся:

  • большие данные (Big data) – инструменты и способы обработки информации в массивах большого объема и с разнообразными структурами;

  • интернет вещей – сеть предметов, способных контактировать друг с другом или с внешней средой без вовлечения человека;

  • блокчейн – инструмент хранения информации или цифровой кадастр операций, переводов, соглашений, договоров. Технология блокчейн служит основой для безопасных анонимных транзакций с криптовалютой;

  • интеллектуальные информационные технологии, способные обрабатывать различные данные с применением алгоритмов искусственного интеллекта. С помощью ИИТ формулируются и регулируются ситуации, с которыми справлялся только интеллект человека. Благодаря ИИТ стало возможным преобразование этих ситуаций  в формальные системы или исчисления и  автоматизация их обработки.

Также в сфере цифровизации экономики активно используются цифровые платформы – системы взаимоотношений участников рынка, работающих в единой информационной среде с применением наборов цифровых технологий. Цифровые платформы делятся на технологические (предоставляющие доступ к ИТ-ресурсам и технологиям), функциональные (предоставляющие доступ к специализированным инструментам), инфраструктурные (предоставляющие доступ к цифровой инфраструктуре), корпоративные (оптимизирующие процессы управления), информационные (дающие информационный доступ к рынку), маркетплейсы (дающие доступ к рынку, обеспечивая взаимодействия сторон), отраслевые (оптимизирующие взаимодействия участников).

Результатом влияния цифровизации на экономику становится появление цифровой экономики – системы экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.

Что значит цифровые технологии в образовании

Первые компьютеры появились в 1940-е годы в США. Первоначально они предназначались исключительно для военных целей. В 1960-е годы были созданы компьютеры на интегральных схемах, что значительно уменьшало их размеры и увеличивало производительность. Первые персональные компьютеры на Западе появляются в начале 1980-х годов, в России — в 1990-е годы. С этого времени начинается проникновение цифровых технологий во все сферы жизни общества, в том числе в образование.

Цифровые технологии — это использование электронно-вычислительных средств и программного обеспечения для более быстрой и удобной передачи, обработки и хранения данных.

Особенно широко цифровые технологии стали применяться с 2000-х годов. Это связано с появлением большого количества электронных устройств (гаджетов), развитием сети Интернет и рынка программного обеспечения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Цифровизация образования происходит в нескольких направлениях:

  1. Перевод документооборота с бумажного на электронный.
  2. Оснащение учреждений образования цифровым оборудованием — увеличение количества компьютерных классов и их модернизация, размещение интерактивных досок, подключение высокоскоростного интернета.
  3. Применение на уроках и в воспитательной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Например, в ходе занятий могут использоваться презентации, электронные тесты, виртуальные путешествия и игры.
  4. Создание образовательных порталов и коммуникационных сетей.
  5. Частичный или полный переход на дистанционное обучение.

Дистанционное обучение — это система получения знаний, умений и навыков на расстоянии.

Главное его отличие от традиционного обучения — это то, что общение преподавателя с учениками происходит не вживую, а через какие-либо технические средства.

Дистанционное обучение прошло долгий путь развития. Впервые оно появилось в Великобритании еще в 19 веке. В те далекие времена учебные материалы пересылались по обычной почте, таким же образом раздавались задания и принимались экзамены. В 20 веке появились обучающие курсы и лекции, которые транслировались по радио и телевидению. И только с распространением персональных компьютеров и интернета дистанционное обучение вышло совершенно на новый уровень. Оно стало двухсторонним и интерактивным, позволило индивидуализировать образовательный процесс и настроить его на получение практических результатов.

Пример 1

Например, на многих современных обучающих платформах упор делается не на лекционную часть, а на практику. В конце курса студенту часто помогают оформить портфолио и даже сделать первые шаги по трудоустройству.

Цифровизация финансов

Финансовая цифровизация – это безналичные расчёты и блокчейн. Причём блокчейн нужен не только в виде криптовалют, но и в виде защиты денежных операций. Вместе с этим цифровизируется мобильный банкинг, онлайн-шоппинг, удалённая оплата.

Отдельная тема – цифровизация банков, где всё чаще клиентам удобнее решать вопросы дистанционно через приложение банка, а не идти в отделение. Не выходя из дома можно оформить банковскую карту, получить выписку по счёту, купить ценные бумаги или воспользоваться робо-эдвайзервами, где ИИ составит для вас инвестиционный портфель на основе желаемой доходности и терпимости к риску.

Искусственный интеллект

Целью данного федерального проекта является увеличение количества отечественных разработок в области искусственного интеллекта, а также удовлетворение кадрового голода для бизнеса.

В рамках реализации проекта на господдержку могут рассчитывать около 1200 стартапов, которым, наряду с крупным бизнесом, будет обеспечен доступ к наборам данных. Планируется создание шести исследовательских центров по ИИ, проведение свыше 100 хакатонов, ускорение деятельности органов власти. Помимо этого должны повысить квалификацию школьные и вузовские преподаватели, а почти 100 тыс. школьников и студентов — пройти предакселерацию по ИИ. На бакалаврские и магистерские программы должны поступить 9 тыс. человек.

Преимущества

Рассматривая плюсы повсеместной цифровизации, стоит выделить:

  • Возможность появления новых специальностей.
  • Увеличение производительности труда во всех сферах экономики.
  • Более высокое качество жизни населения.
  • Уменьшение проявлений бюрократии и коррупционной составляющей.

Но, в тоже время, понятие этого действия и внедрение разнообразных электронных и прочих новшеств вызывает ряд минусов, которые можно описать следующими процессами и явлениями:

  • Уменьшение рабочих мест.
  • Повышение рисков киберпреступности.
  • Существенные финансовые вливания с точки зрения внедрения новых технологий.

Но, негативные процессы и последствия перекрываются преимуществами с точки зрения влияния на общество, экономику страны и мировой структуры в целом.

Softline – центр научной разработки

Softline Digital, образованная два года назад, развивает большое количество компетенций, так уже разработаны собственные решения для аналитики вовлеченности, система прокторинга, другие решения на основе технологий Big Data и AR/VR.

Одним из наиболее перспективных направлений взаимодействия университетов и сервисного провайдера является совместная работа над инновационными направлениями. Например, специалисты Softline Digital в течение года вели занятия в рамках курса Data mining в НИУ ВШЭ. Под руководством архитекторов студенты решали реальные кейсы по контролю спецтехники на стройплощадке и распознаванию европейских автомобильных номерных знаков. Некоторые из решений студентов были использованы Softline Digital в работе и стали пилотными проектами. В университете Skoltech специалисты Softline помогают студентам разрабатывать дипломные проекты по преддиктивной аналитике, анализу данных, разработке платформ искусственного интеллекта.

Сегодня вузы должны защищать план действий на три года вперед сразу по двум стратегическим направлениям: цифровое развитие самого учебного заведения и конверсия его технологий в реальный бизнес, в индустриальные проекты. Концепция “Цифровой университет” от Softline помогает вузам решить многие задачи в этих направлениях.

Конфликт Израиля и Палестины: возвращение Судного дня? Применит ли Израиль ядерное оружие?

07.10.2023 года ХАМАС объявил очередную войну Израилю. Это конфликт обернётся для мира огромным прогрессом, — заявил Джо Байден. ХАМАС и Израиль продлили перемирие на 2 дня на тех же условиях: один израильтянин — три палестинца. Исчезнет ли Палестина с карты мира? Последние новости на 27.11.2023 г. в конце статьи.

Война Судного дня07.10.2023 года ХАМАС («Исламское движение сопротивления», палестинское исламистское движение и политическая партия, правящая в секторе Газа (с июля 2007 г.) объявило очередную войну Израилю. Ровно в канун 50-летней годовщины Арабо — израильской войны 1973 года (Война Судного дня или Октябрьская война). Конфликт, в котором Израиль … Читать 33 мин.

Цели

Независимо от того, где будут применены новые технологии, концепция такого внедрения заключается в реализации следующих целей:

  • Внедрение открытой информации, которая является неотъемлемой частью глобальной цифровизации.
  • Улучшение социальных и политических факторов человеческой жизни.
  • Ускорение и усовершенствование протекания бизнес-процессов, что уменьшает не только финансовые вливания со стороны собственника, но также сохраняет его время и силы на выполнение рутинных действий.

Таким образом, цифровизация экономики, энергетики, бизнеса, социальной и других сфер приводит к тому, что качество жизни населения будет непрерывно изменяться к лучшему.

Но при этом многие могут задаться вопросом, если в России по заявлению министров и других ответственных лиц давно и успешно внедряется цифровизация на разных этапах и в разных отраслях, то почему мы не видим этих масштабов и не ощущаем достаточно быстрых изменений в своей жизни.

А ответ на этот вопрос достаточно прост. Явным показателем успешности глобального процесса внедрения новых технологий является повсеместное и безотказное принятия открытой информации. Но, к сожалению, в силу возрастных особенностей и менталитета, а также и по причине того, что новые технологии не внедрены в жизнь каждого человека в нашей стране, такой процесс возможен не на всех уровнях.

Так, использование умных гаджетов, например, холодильника, дает возможность контролировать регулярно уровень свежести продуктов. Как только срок употребления их истекает, устройство само по себе будет сигнализировать о необходимости совершить покупку или реализует этот процесс приобретения товаров в нужном количестве. Но, далеко не все граждане страны понимают, для чего это надо.

А в удаленных регионах продукты в сельской местности могут хранить вообще, в погребе. А уровень электрификации не позволяет обеспечить бесперебойный интернет. Так что получается некий замкнутый круг, который с течением времени разорвется сам с собой. Так как новое поколение достаточно интенсивно и более охотно применяет и используют плоды цифровизации не только в столице, но и в регионах.

Первый уровень цифровизации

Запустить процесс цифровой трансформации сможет объяснение сотрудникам основных принципов цифровизации и мотивация руководителя. Согласно исследованию НАФИ, всего 14% руководителей заинтересованы в цифровизации бизнеса, но они часто ей пренебрегают, думая, что раз их предприятие и так зарабатывает деньги, то менять ничего не надо. Но тем самым они пренебрегают своим будущим успехом и расширением бизнеса. Осознать, что цифровая трансформация необходима — это уже первый шаг.

После этого нужно объяснить команде, зачем нужна цифровизация и как она поможет в работе, в том числе — упростит их деятельность. Чтобы обучить сотрудников и подготовить их к переменам, необходимо повысить «цифровой интеллект» (Digital IQ) компании:

поделиться с сотрудниками целями цифровизации;
рассказать о трендах и их важности;
показать основные инструменты для работы (такие как CRM — система управления взаимоотношениями с клиентами и ERP — система управления предприятием);
создать общую для организации ИТ-стратегию;
рассказать, как будет проходить процесс, и выстроить правильную мотивацию;
донести важность лидерства компании в будущем и шаги, которые нужно для этого предпринять.

Экономика инноваций

До глубины души: как руководителю «заразить» сотрудников идеей инноваций

Направление 3. Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов

Направлено на создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики (исследовательской инфраструктуры цифровых платформ), обеспечивающей национальную безопасность и технологическую независимость по каждому из направлений сквозных цифровых технологий, конкурентоспособных на глобальном уровне. Оно предполагает:

  • формирование институциональной среды для развития исследований и разработок в области цифровой экономики; 
  • формирование технологических заделов в области цифровой экономики; 
  • формирование компетенций в области цифровой экономики.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн рублей) – 30 единиц; 
  • количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 млн долл.) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10.

Центр компетенции по направлению: ГК «Ростех», ГК «Росатом».

Ответственные от центра компетенций: Василий Бровко, директор по особым поручениям; Кирилл Комаров, Первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России.

Руководитель рабочей группы: Александр Повалко, Гендиректор АО «РВК».

Показатели других национальных целей

Текстом указа определено пять целей, и в этом списке цифровая трансформация находится на последней строчке. Остальные четыре цели – это сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.

Для каждой из национальных целей, перечисленных в подписанном Путиным указе, предусмотрено от четырех до шести показателей. Так для цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» существует четыре показателя – обеспечение устойчивого роста численности населения России, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 г. и увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70%.

Цель «Возможности для самореализации и развития талантов» включает шесть показателей. Среди них есть: вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, обеспечение присутствия России в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, а также создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Оставшиеся два показателя – это увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью до 15% и увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 г.

В рамках национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» представлены следующие показатели: улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно и увеличение объема жилищного строительства не менее чем до 120 млн м2 в год;

Как проходит цифровая трансформация компании: 3 важных условия
Цифровизация

улучшение качества городской среды в полтора раза; обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях на уровне не менее 85%; создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме 100% и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза; снижение выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в два раза; ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.

Цель «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» включает показатели: обеспечение темпа роста ВВП выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности; обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции; реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.; реальный рост экспорта несырьевых неэнергетических товаров не менее 70% по сравнению с показателем 2020 г.; увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек;

Влияние на общество

Как видно, влияние цифровизации на экономику носит исключительно положительные характер. Но, учитывая необходимость сокращать количество рабочих мест, любое внедрение тех или иных новшеств должно сопровождаться тщательным планированием, чтобы минимизировать возможные негативные эффекты.

Но учитывая, что электронные устройства и всеобщее подключение к сети интернет ставит под риск потери данных, одновременно с цифровизацией должны развиваться отрасли, обеспечивающие безопасность данных, как с точки зрения совершения киберпреступлений, так и технического сбоя. Реализовать это призвана блокчейн система и блокчейн-технологии.

Причины цифрового подрыва

Инновации в сфере технологий

Здесь важно уточнить следующее — само по себе появление каких-то новинок не приводит автоматически к бизнес-трансформации. Суть в том, как эти технологии используют и осваивают конкуренты, клиенты, партнеры компании и, как после этого приходится переосмысливать цели и смыслы в бизнесе.
Изобретения, благодаря которым случается настоящий прорыв

Когда-то колоссальный переворот был вызван изобретением печатного станка, сегодня мы переживаем период колоссальной трансформации бизнеса и других сфер, к чему привело появление социальных сетей, смартфонов, приложений и других высокотехнологичных продуктов.
Поведенческие характеристики потребителей. Конечному потребителю продукта или услуги важно удобство и простота. Это высоко ценилось и до интернет-эпохи, сейчас же выходит на первый план, что необходимо помнить при постановке целей продвижения продукта. Благодаря цифровой трансформации в бизнесе практически каждая компания получает возможность вывести свой сервис на новый уровень, оперативно реагировать на любые изменения в поведении своих клиентов.
События в окружающем мире. Жизнь и наше окружение не статично, в мире постоянно что-то происходит. Мощное влияние, и на трансформацию бизнеса в том числе, оказывают природные, экономические, политические, законодательные перемены. То, что все мы переживали за последние два года, — влияние пандемии на изменение бизнес-процессов многими организациями. Все больше компаний решило перевести инфраструктуру на облачные платформы, к этому подключились даже те, кто долго откладывал цифровую трансформацию, не рассматривая ее как одну из приоритетных целей.

Причины цифрового подрыва помогают понять, что цифровизация — не просто данность моде, а реальный двигатель прогресса. Цель цифровой трансформации —  модернизация бизнес-процессов и удержание лидирующих позиций на рынке.

Проблемы цифровизации образования в России

В Международном научном журнале «Синергия Наук» вышла статья о проблемах цифровизации образования. Авторы рассказывают об оборотной стороне медали. Они считают, что цифровизация образования только на первый взгляд кажется полезной, а в действительности имеет неблагоприятные последствия.

ПО ТЕМЕ — АСИ приглашает бизнес к реализации национальной идеи

Утрачивание способности воспринимать большие тексты

Учащиеся ищут информацию через интернет. Они быстро находят ответы в сети, поэтому привыкают к необдуманному чтению. Дети не углубляются в текст. Это приводит к поверхностному мышлению.

Появление экранной зависимости из-за цифрового образования

Перед цифровизацией образования стоит задача — постепенно отказаться от бумажных информационных носителей и полностью перейти на смартфоны, компьютеры, планшеты. Но эти электронные устройства — одна из форм «цифрового наркотика».

Директор факультета неврологии в Калифорнийском университете Питер Вайбрау говорит, что экраны гаджетов — электронный кокаин. При их использовании происходит воздействие на лобную долю коры головного мозга, которая контролирует дофаминовую систему

Она отвечает за кратковременную память, вознаграждения и внимание, так же как и кокаин

Проблемы цифрового образования: снижение социальных навыков 

Исследования Общероссийского народного фронта показывают, что большинство школьников страдают от одиночества и не могут без соцсетей и гаджетов. Из-за этого им тяжело общаться в живую, они не умеют находить выходы из конфликтов, не учатся жертвовать чем-то для общего блага.

Электромагнитное излучение из-за цифрового образования

В 2017 году в Рейкьявике прошла международная конференция об опасности гаджетов в школе для здоровья детей. В ней участвовали врачи-онкологи, специалисты по электромагнитному излучению, педагоги и другие эксперты. На конференции они рассказали об исследованиях, которые подтвердили следующие опасения:

Длительное воздействие электромагнитного излучения в радиочастотном диапазоне от беспроводных устройств и сетей увеличивает риск развития онкологии.

Радиочастотное излучение влияет на гематоэнцефалический барьер, который располагается между кровеносной и центральной нервной системами. Из-за этого в мозг попадают токсичные молекулы. Они повреждают нейроны в гиппокампе, который выполняет функцию кратковременной памяти и отвечает за последующий перевод информации в долговременную память.

Нарушаются когнитивные функции: память, речь, праксис, гнозис и интеллект. С их помощью проходят процессы рационального познания мира. 

Появляются проблемы с речью. Исследования доказали, что современные электронные устройства вызывают дислексию и дисграфию. Детям трудно овладеть навыками чтения и письма. Эту проблему обсуждали эксперты на конференции «Чтение в цифровую эпоху».

Ухудшается зрение. В санитарных нормах РФ сказано, что в 1-4 классах ребенок может находиться за компьютером не больше 15 минут. Цифровизация образования предполагает взаимодействие с электронными носителями не менее пяти часов. Исследования ученых показывают, что у людей, которые проводят за компьютером от трех часов день, в 90% случаев ухудшается зрение.

Утрачиваются умственные способности. Психотерапевт Андрей Курпатов,  руководитель Лаборатории нейронаук и поведения человека, в рамках Всемирного экономического форума заявил об эпидемии цифрового аутизма. Он рассказал о том, как гаджеты вызывают слабоумие. Если это происходит сегодня, что же будет, когда компьютеры, смартфоны и планшеты заменят книги и будут с ребенком и в школе, и дома?

Четвертый уровень цифровизации

Именно инструменты предикативной самокоррекции помогут бизнесу перейти на четвертый уровень цифровой трансформации.

Предикативная (она же предсказательная) аналитика — это интеллектуальный анализ данных, который включает статистическое моделирование, изучение исторического опыта и планирование результатов на основе полученных моделей. Сегодня такой аналитикой пользуются передовые компании: крупные ретейлеры, банки.

Футурология

Предикативная аналитика: как предсказать эпидемию и успех в бизнесе

«Внедрение инструментов предикативности позволяет дополнительно увеличить устойчивость и эффективность цифровой инфраструктуры, строить гипотезы и играть на опережение по сравнению с конкурентами. Исходя из аналитического отчета KMDA, посвященного цифровой трансформации, только 3% компаний сейчас используют такие инструменты», — подчеркивают эксперты консалтинговой фирмы UXSSR.

Здесь также важно понимать, что предикативный анализ сейчас стал намного доступнее — не обязательно открывать отдел, который будет заниматься анализом. Уже есть компании, которые на аутсорсинге предлагают готовые шаблоны для настройки самых популярных прогнозов

Цель цифрового обучения

Цифровизация образования – это не альтруистическое движение по развитию общества и стремление к киберпанк-будущему. У государства свои выгоды – ему не хватает специалистов, работающих в IT-сфере. Нужны люди, которые могут сделать вклад в цифровую экономику. А таких регулярно не хватает. 

Если верить аналитикам при правительстве РФ, то более 60% компаний в России не могут «оцифровать» свой бизнес, потому что им попросту не хватает кадров. И это не самое страшное, ведь по словам Олега Подольского, директора Университета 20.35, в IT трудится лишь 2% всего рабочего населения РФ. Этот показатель скромнее, чем в Румынии и Сербии.

Правительство наконец сообразило, что нужно что-то срочно менять и поэтому активнее продвигает госпрограммы, направленные на цифровизацию образования. Иначе бизнес так и не сможет на равных конкурировать с представителями стран Европы и США. 

Цифровая платформа как сердце мировой экономики

Цифровая платформа является катализатором экономики. Появление цифровой платформы в любой индустрии (Uber, Airbnb, Amazon, Cainiao, SmartCAT и т.д.) приводит к существенному сокращению транзакционных издержек и ускорению операционных циклов ее участников. Цифровые платформы задают новые профессиональные стандарты, развивают конкуренцию и формируют динамические рейтинги участников индустрий.

Структурирование огромных потоков данных и процессов в индустрии позволяет применять алгоритмическое регулирование и значительно упрощает задачи анализа и синтеза цепочек добавленной стоимости. Цифровые платформы, как новые «глобальные клеточки индустрий» в текущей промышленной революции, уже доказали эффективность своей «юнит-экономики». Мультиязычность и трансграничность позволяют быстро вовлекать пользователей со всего мира, сохраняя компании-оператору цифровой платформы принцип экстерриториальности. Uber-изация всех секторов – это естественный ускоряющийся тренд развития глобальной экономики.  

В ближайшие десять лет большинство индустрий переживут существенные преобразования (смена бизнес-моделей, смена лидеров, disruptive innovation). Как и в предыдущих промышленных революциях, социальные, экономические и геополитические последствия будут колоссальными.

Крупнейшие глобальные венчурные фонды «Долины» инвестировали в десятки состоявшихся платформ. Собрав их в своих портфелях, они пытаются добиться синергии от их взаимодействия. Правительство Китая изначально не рассчитывает только на венчурную модель, а дополняет ее госпрограммой «Интернет+» и политикой протекционизма для ускорения создания экосистем цифровых платформ в смежных индустриях. 

Претенденты на победу в этой «гонке» прекрасно осознают, что в наступающей глобальной цифровой экономике победит тот экономический контур, который быстрее всех вырвется вперед по количеству и качеству цифровых платформ, интегрированных в единую экосистему.

В докладе Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности 2016–2017 годов подчеркивается особое значение инвестиций в инновации наряду с развитием инфраструктуры, навыков и эффективных рынков. В международном рейтинге Российская Федерация занимает 43-е место, значительно отставая от наиболее конкурентоспособных экономик мира, таких как Швейцария, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия. Низкий уровень инноваций и неразвитость бизнеса, а также недостаточно развитые государственные и частные институты и финансовый рынок являются узкими местами для конкурентоспособности России на глобальном цифровом рынке.

Rate article