Цифровизация: от новой болезни к пути к совершенству в российской экономике

main
Contents
  1. Что вообще такое цифровизация образования и EdTech
  2. Расскажите подробнее про нейросети. Это ведь они обрабатывают фото в приложениях? При чём тут обучение ИИ?
  3. Как цифровизация связана с неформальным образованием
  4. Проводов будет еще меньше
  5. Что такое цифровой двойник?
  6. Законодательная база
  7. Национальные стандарты – ГОСТы
  8. Постановления Правительства РФ
  9. Социальные сети
  10. 11. Компьютеры
  11. 12. Принтеры
  12. 13. Самосканирующие машины
  13. 14. Банкоматы
  14. 15. Цифровые камеры
  15. 16. Автомобили и другие транспортные средства
  16. 17. Будильники.
  17. 18. Робототехника
  18. 19. Дроны и управляемые ракеты.
  19. 20. Банковское дело и финансы
  20. Что не так с цифровой трансформацией бизнеса и государства: вызовы, проблемы и ограничения
  21. Что такое цифровое обучение
  22. Обновленный формат школ
  23. Учебники будущего
  24. Преподаватели как медиаторы
  25. Цифровой аттестат
  26. Мифы о цифровом обучении (в РФ и не только)
  27. Проект «Цифровая образовательная среда» упразднит очное обучение
  28. Развитие технологий приведет к полному переходу на онлайн-обучение
  29. Проекты в духе ЦОС нужны, чтобы сократить количество учителей и школ
  30. Цифровизация сделает детей глупее
  31. Цифровизация стоит слишком дорого. Где-то есть подвох
  32. Цифровизация не нужна, потому что раньше нормально учились без гаджетов и интернета
  33. В интернете хватает онлайн-курсов. Нет надобности в госпрограммах
  34. Искусственный интеллект
  35. Преимущества цифровых технологий

Что вообще такое цифровизация образования и EdTech

Прежде всего, поясним: цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — не одно и то же. Понятие цифровизации гораздо шире. Оно означает использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для электронного обучения как удалённо, так и непосредственно в школе или вузе (например, когда какие-то задания выполняются на компьютере или на планшете в классе).

Кроме того, цифровизация касается не только учебных процессов, но и организационных. Например, те же электронные дневники и журналы, а также возможность написать учителю электронное сообщение вместо того, чтобы звонить или приходить в школу лично, — это тоже цифровизация.

Цифровизация образования стала особенно заметной после начала пандемии коронавируса. Школы и вузы вынужденно переехали на дистант в онлайн, и это затронуло всех — школьников и их родителей, учителей, студентов и преподавателей вузов.

Но на самом деле процессы цифровизации начались гораздо раньше. Использование цифровых средств в образовании — мировой феномен. О масштабах явления свидетельствует хотя бы размер рынка образовательных цифровых технологий (этот рынок называется EdTech) — к 2025 году, по оценке Всемирного экономического форума, он достигнет 342 млрд долларов США. Только на одной платформе Coursera в прошлом году училось онлайн 100 миллионов слушателей.


Фото: Gorodenkoff / Shutterstock

Цифровизация образования в России, по оценке специалистов Института образования Высшей школы экономики, прошла несколько стадий. И на каждой под этим термином подразумевали разные процессы:

  • Первая волна цифровизации в середине восьмидесятых — начале девяностых годов была направлена на развитие компьютерной грамотности и включала в себя появление в школах и вузах первых компьютерных классов
  • На втором этапе с середины нулевых годов заговорили о внедрении в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий — цифровые устройства и форматы стали использоваться не только на занятиях по информатике.
  • На третьем — современном — этапе, примерно с 2018 года, речь идёт уже о цифровой трансформации — применении цифровых технологий во всех процессах в образовании.

В ходе цифровой трансформации образования обновляется всё:

  • планируемые образовательные результаты и содержание образования. Ведь чем дальше, тем больше людям нужны в жизни цифровые компетенции (например, почти всё взаимодействие с государственными учреждениями теперь идёт через электронные «Госуслуги», с банками — через цифровые приложения; работу очень многих людей уже невозможно представить без цифровых технологий). А значит, детей лучше ещё в школе учить пользоваться цифровыми технологиями правильно;
  • педагогические методы и технологии обучения, потому что занятия в цифровой среде во многом отличаются от традиционных занятий в классе (появилось даже понятие цифровой дидактики);
  • организация учебной работы, инструменты (технические средства) для неё и управление этим процессом.

Расскажите подробнее про нейросети. Это ведь они обрабатывают фото в приложениях? При чём тут обучение ИИ?

Грубо говоря, нейронная сеть — это модель человеческого мозга. В биологии нейронами называют клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают электрические сигналы. В цифровой сети нейрон — это математическая функция, вписанная в код.

Сеть состоит из нескольких слоёв нейронов, каждый из которых выполняет свою задачу. Например, первый слой принимает информацию, второй обрабатывает её, а на третий выводится результат вычислений. Каждому соединению нейронов — ребру нейросети — разработчики присваивают определённый вес. Если сеть ошибается, то вес корректируют. Это повторяется много раз до тех пор, пока система не перестанет делать ошибки.

Оказалось, что такой подход позволяет не только решать утилитарные задачи, но и творить. В 2016 году российское приложение Prisma, которое превращает фотографии в картины с помощью нейросети, попало в топ App Store. За прошедшие с этого момента пять лет нейросети научили писать собственные картины и музыку. А в 2017 году вышел рассказ «Гарри Поттер и портрет того, что выглядит, словно большая куча пепла», созданный нейросетью, в которую загрузили всю поттериану.


Иллюстрация: Майя Мальгина / Skillbox

Творческий процесс с использованием нейросети состоит из нескольких этапов. Прежде всего нужно выбрать архитектуру. Она зависит от задачи. Чтобы писать рассказы, нужна одна архитектура сети, а чтобы обрабатывать фото — другая. Например, тексты пишут нейросети, которые называют языковыми моделями. Они «читают» много текста, собирают статистику о нём и «учатся» понимать, как организованы слова: что за чем чаще всего идёт.

При этом нейросеть, которая «обучалась» на книгах Роулинг, не напишет ничего принципиально нового.

Как цифровизация связана с неформальным образованием

Вне государственных школ и вузов цифровизация развивалась в последние годы гораздо быстрее. Появилось целое направление — онлайн-образование или EdTech. Это различные программы обучения для детей и взрослых на онлайн-платформах. Но и тут не стоит переоценивать глубину технических новшеств: даже некоторые руководители крупнейших компаний сферы EdTech считают, что онлайн-платформы всего лишь изменили способ доставки контента, но не перестроили образование фундаментально.


Фото: NDAB Creativity / Shutterstock

Тем не менее обучение в онлайн-формате, с использованием цифровых платформ, тренажёров и симуляторов стало очень популярно в России и среди детей, и среди взрослых.

Например, для дополнительного обучения взрослые россияне онлайн-, а не офлайн-курсы. Это удобно и позволяет учиться тем, у кого раньше не было такой возможности из-за занятости на работе. Корпоративное обучение, когда курсы для сотрудников выбирает работодатель, также повсеместно проводится с использованием цифровых технологий — в смешанном (офлайн плюс онлайн) формате.

Школьники чаще посещают дополнительные занятия всё же в традиционном формате офлайн, но среди них тоже растёт доля тех, кто пользуется услугами онлайн-репетиторов и онлайн-платформ: сейчас она оценивается в 7,6%, причём среди городских школьников учатся онлайн почти 15%.

Причины популярности EdTech просты — прежде всего это возможность учиться по удобному графику удалённо. Кроме того, по умению привлекать аудиторию и делать образовательные продукты интересными индустрия EdTech сектор традиционного образования.

Проводов будет еще меньше

За последние два десятилетия беспроводные технологии успели вытеснить из обихода множество традиционных средств связи и передачи информации. В ближайшие пять лет ожидается появление новых типов беспроводных коммуникаций, которые станут основой развития перспективных технологий, например робототехники, автономного наземного и авиатранспорта, медицинских гаджетов.

Существующие беспроводные решения совершенствуются и подстраиваются под нужды разработок нового поколения. В некоторых случаях, напротив, появление принципиально новых перспективных технологических направлений диктует необходимость в разработке необычных коммуникаций со специфическими требованиями к мощности, экономии энергии, программному управлению, большой автономии.

Специалисты исследовательской компании Gartner проанализировали ключевые тенденции и выделили десятку беспроводных технологий, которые займут доминирующее положение на рынке в качестве корпоративных архитектур нового поколения.

Что такое цифровой двойник?

Это виртуальная модель объекта или процесса. Городу цифровой двойник нужен для того, чтобы эффективнее управлять инфраструктурой (например, «умными» светофорами, системами ЖКХ и общественным транспортом), следить за тем, как климатические изменения влияют на жителей и здания, моделировать разные варианты развития территорий и выбирать оптимальные.

А цифровой двойник завода помогает спрогнозировать разные сценарии и предсказать, когда нужно будет ремонтировать оборудование, а когда — менять. Ещё он может подсчитать, сколько именно сырья и в какой момент нужно иметь на складе. Если вы разрабатываете сложное промышленное оборудование, то с помощью цифрового двойника его можно виртуально протестировать в разных условиях. При этом не придётся тратиться на физический прототип.

Цифровые двойники — важная составляющая Индустрии 4.0. Этим термином принято обозначать технологии эпохи четвёртой промышленной революции. Третья пришлась на начало XXI века — она характеризовалась внедрением компьютеров и сокращением использования полезных ископаемых.

Законодательная база

Агропродовольственные системы России неотложно нуждаются в отечественных инновационных решениях и полноценной инфраструктуре, которые обеспечат увеличение объемов продукции и достижение глобальной цели укрепления продовольственной безопасности страны, а также возможность увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции в страны-партнеры.

Цифровые технологии способны упрочить взаимосвязанность агропродовольственной системы и устранить факторы, снижающие ее эффективность. Интернет обеспечивает доступ к технической информации, стимулирует сотрудничество и взаимосвязь на всех звеньях производственно-сбытовой цепочки, формируя прослеживаемость производства сельскохозяйственной продукции. Для достижения этих целей формируется соответствующее законодательство.

Национальные стандарты – ГОСТы

Россия первая в мире приняла национальный стандарт – ГОСТ Р 57700.37–2021 “Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения”, который способствует созданию продуктов с учетом производственных подходов, предлагаемых зеленой экономикой, и прогнозированию оптимальной защиты, правильной утилизации отходов. Следует отметить также ГОСТ Р 59920– 2021 “Системы искусственного интеллекта (ИИ) в сельском хозяйстве. Требования к обеспечению характеристик эксплуатационной безопасности систем автоматизированного управления движением сельскохозяйственной техники”.

Постановления Правительства РФ

В соответствии с поручением Президента РФ от 4 декабря 2020 г. (Пр-2242, п. 2) в субъектах Российской федерации разработаны и утверждены региональные стратегии цифровизации АПК. Приняты следующие постановления Правительства РФ, непосредственно касающиеся сельского хозяйства:

  • “Об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации” от 28.06.2021 г. № 1030.
  • “Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами” от 30.06.2021 г. № 1067.
  • “О федеральной государственной информационной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна” от 09.10.2021 № 1722.
  • “Об утверждении Правил формирования и ведения реестра организаций, осуществляющих в качестве предпринимательской деятельности хранение пестицидов и агрохимикатов и оказывающих связанные с хранением услуги, в федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов” от 20.04.2022 г. № 709.
  • “О федеральной государственной информационной системе прослеживаемости пестицидов и агрохимикатов” от 07.05.2022 г. № 828.
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2021 № 3971-р “Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской федерации на период до 2030 года”.

Очень важным моментом для успешной цифровой трансформации является создание программ государственной поддержки производителей электроники в сфере АПК и трансформация программы государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники –”Программы 1432″, которая позволит приобретать цифровое оборудование в том числе через лизинг.

Индекс цифровизации и интенсивность использования цифровых технологий. Доля организаций, использующих цифровые технологии, %

Социальные сети

Сайты социальных сетей, такие как Facebook, Twitter и Instagram, в последние годы стали очень популярны. Они объединяют несколько элементов цифровых технологий, позволяющих пользователям взаимодействовать с помощью текста, фотографий, видео, а также формировать социальные группы. Приложения социальных сетей почти полностью полагаются на контент, создаваемый пользователями.

11. Компьютеры

Ноутбуки, планшеты, настольные компьютеры и другие виды компьютеров зависят от цифровых технологий. Первоначально компьютеры были огромными и использовались в основном крупными компаниями и научными проектами для выполнения сложных вычислений и хранения больших объемов информации. В настоящее время они намного компактнее, мощнее и могут выполнять множество задач.

12. Принтеры

Принтеры – еще одно цифровое устройство, которое в наши дни настолько распространено, что мы принимаем их как должное. Хотя в последние годы информация все чаще хранится, а не распечатывается, жизнь без этих устройств вывода все еще трудно представить. Мы также не должны забывать о 3D-принтерах, которые все чаще представляют как новые возможности, так и проблемы.

13. Самосканирующие машины

Эти машины становятся все более распространенными, поскольку они становятся все более сложными, а технология сканирования, такая как RFID, постепенно заменяет штрих-коды. Распространенные примеры включают самостоятельное сканирование покупных товаров при покупке в магазине и прохождение паспортного контроля в некоторых международных аэропортах.

14. Банкоматы

Банкоматы были изобретены в Лондоне в 1967 году и с тех пор стали повсеместными, предоставляя людям быстрый и легкий доступ к своим банковским счетам. Современные банкоматы можно использовать для снятия наличных, проверки банковских счетов, внесения денег или пополнения счета на мобильные телефоны.

15. Цифровые камеры

Эти устройства обладают гораздо большей универсальностью, чем традиционные камеры, особенно при использовании в сочетании с другими цифровыми технологиями. Цифровые изображения легче хранить, систематизировать, редактировать, отправлять по электронной почте и распечатывать. Большинство цифровых камер также могут снимать видео.

16. Автомобили и другие транспортные средства

В основе современных автомобилей лежат компьютеры, которые контролируют и регулируют работу двигателя, управляют системами безопасности, а также управляют системами комфорта, удобства и безопасности. Функциональность других транспортных средств, таких как лодки и самолеты, еще больше зависит от компьютеров. Поскольку технологии продолжают развиваться, превращение беспилотных автомобилей в норму – лишь вопрос времени.

17. Будильники.

Цифровые часы имеют ряд преимуществ перед традиционными аналоговыми часами: они не издают тикающего звука; их легко читать даже в темноте; и будильник сработает в то время, в которое вы их установили. Их также можно комбинировать с радиоприемниками, чтобы вы просыпались под любимое шоу.

18. Робототехника

По мере того, как цифровая робототехника становится все более сложной, она получает все большее распространение. Роботизированные машины уже широко используются в обрабатывающей промышленности. Они также используются для задач, опасных для человека, таких как обнаружение и обезвреживание бомб. Ученые также работают над нанороботами, крошечными роботами, которых можно вводить в человеческое тело для проведения медицинских исследований и процедур.

19. Дроны и управляемые ракеты.

Цифровые технологии используются во многих военных целях. Беспилотные летательные аппараты (беспилотные боевые летательные аппараты) и управляемые ракеты используют цифровые технологии для обеспечения их эффективности. Дроны обычно управляются в реальном времени с помощью удаленного оператора. В ракетах используются цифровые технологии для систем наведения, целеуказания и полета.

20. Банковское дело и финансы

Многие люди теперь делают большую часть своих банковских операций либо на компьютере, либо на телефоне. Существуют также приложения для множества других вещей, таких как проверка вашего кредитного рейтинга или оплата счета по кредитной карте. Такие приложения, как PayPal, позволяют переводить деньги, принимать платежи и оплачивать счета. Если вам нужно приложение для вложения денег или помощи в экономии денег и уплате налогов, цифровые технологии тоже позволяют это сделать.

Что не так с цифровой трансформацией бизнеса и государства: вызовы, проблемы и ограничения

Для реализации нацпрограммы «Цифровая экономика РФ» в ней самой предусмотрены следующие федеральные проекты :

  • Нормативное регулирование цифровой среды;
  • Информационная инфраструктура;
  • Кадры для цифровой экономики;
  • Информационная безопасность;
  • Цифровые технологии;
  • Цифровое государственное управление.

Нацпрограмма включает основные вехи вышеперечисленных федеральных проектов, без детальной реализации. Примечательно, что этот документ, в отличие от версии 2017 года, не определяет перечень так называемых «сквозных цифровых технологий». Напомним, сквозные технологии были определены в рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) как ключевые научно-технические направления, которые наиболее сильно влияют на развитие рынков, охватывая одновременно охватывают несколько трендов или отраслей. Среди них в версии 2017 года указываются большие данные (Big Data), нейротехнологии и искусственный интеллект, блокчейн, промышленный интернет вещей (Industrial Internet Of Things), робототехника, технологии беспроводной связи, а также виртуальной и дополненной реальностей (VR/AR).

Интересно, что Дмитрий Никоаевич Песков, спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового развития (не путать с Дмитрием Сергеевичем Песковым, пресс-секретарем Президента), на онлайн-конференции по перезапуску НТИ в 2020 году заявил о том, что Минкомсвязи провалило развитие цифровых технологий. Свою позицию он аргументировал тем, что в стране до сих пор отсутствует модель управления развитием цифровых технологий, не определены ответственные за данный процесс, не утверждены дорожные карты, а по некоторым из них не определено даже финансирование. Таким образом, цифровые технологии нацпрограммы «Цифровая экономика» не работают должным образом .  Некоторые причины этой ситуации мы рассмотрим завтра.

Это не единственная шероховатость главном документе отечественной цифровизации. Подробный перечень замечаний изложен в экспресс-анализе специалистов портала TAdviser . А об этических проблемах внедрения цифровых технологий читайте в нашей новой статье.

Возвращаясь к июльскому Указу отметим важность понятия «цифровая зрелость», которая предполагает готовность организации/отрасли к внедрению и успешному использованию новых технологий. При этом залогом эффективного применения Big Data, Machine Learning, IIoT и прочих направлений Industry 4.0 является не столько инфраструктура, сколько подходы к организации работы

Ведь цифровизация – это не просто автоматизация текущих процессов, а их переосмысление в управляемой данными парадигме (data-driven). Подробнее о том, чем отличается цифровизация от автоматизации мы рассказывали здесь.

Таким образом, сегодня первостепенной задачей органов государственного управления, бюджетных отраслей экономики, таких как здравоохранение и образование, а также коммерческого бизнеса является осознание основных концептов цифровой трансформации и прикладных аспектов ее реализации. Поэтому, чтобы научить вас мыслить в процессно-цифровой парадигме, Школа Больших Данных обновила свой практический курс «Аналитика больших данных для руководителей». В рамках этого мы подготовили целую серию тренингов специально для государственных и муниципальных организаций, с учетом содержания национальной программы «Цифровая экономика РФ», вызовов современного рынка и текущего развития технологий Big Data, Machine Learning и IIoT.

Смотреть расписание
Записаться на курс

Источники

  1. http://kremlin.ru/events/president/news/63728
  2. http://kremlin.ru/events/president/news/57425
  3. https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Национальная_программа_Цифровая_экономика_Российской_Федерации
  4. http://static.government.ru/media/files/3b1AsVA1v3VziZip5VzAY8RTcLEbdCct.pdf
  5. https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Сквозные_технологии_цифровой_экономики

Что такое цифровое обучение

Под цифровым обучением обычно понимается целая когорта явлений. Иногда, говоря о цифровизации образования, подразумевается переход учеников на дистанционное обучение с использованием современных средств связи типа Zoom или Discord. А иногда речь идет об использовании IT-технологий в качестве дополнения к уже существующим образовательным практикам. Туда же относится и подготовка будущих специалистов, которые смогут обрести необходимые навыки, чтобы соответствовать реалиям цифровой экономики и помочь сократить дефицит кадров в сфере информационных технологий. 

В общем, это комплексная система модернизации процесса обучения, так или иначе затрагивающая все ключевые аспекты образовательного процесса. 

Обновленный формат школ

Формат школ постепенно меняется, организуется так называемая цифровая среда. Даже в России задействуются облачные системы (электронные дневники), электронные доски с интерактивным контентом, компьютеры и планшеты. В школах появляется доступ к высокоскоростному интернету. Все чаще план урока включает в себя интерактив на базе информационных технологий и прочие прелести цифровой эпохи. 

Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний. 

Учебники будущего

Знания постепенно кочуют в интернет. И студенты вузов, и школьники задействуют в процессе обучения интернет-ресурсы, черпая оттуда необходимую информацию. Стандартные школьные пособия еще в ходу, но постепенно отходят на второй план, так как ученики сами предпочитают электронные варианты учебников и методичек. 

Поэтому в школах будущего важную роль играют цифровые библиотеки. Такие уже много лет существуют на базах высших учебных заведений. А с 2015 года по закону все школьные учебники должны иметь электронную копию. Но что еще важнее, цифровые технологии позволяют сделать образовательный контент интерактивным, внедряя в обычные школьные уроки AR- и VR-технологии. 

По крайней мере, разработчикам есть что предложить на базе новейших технологий. Но повсеместное внедрение подобных новшеств потребует куда больше времени. 

Преподаватели как медиаторы

В новой образовательной парадигме сменится роль преподавателя. Он перестанет быть фигурой, непосредственно ретранслирующей знания и с которой нужно досконально «копировать» каждое действие. 

В школах будущего уклон будет сделан на самостоятельность обучающихся. Поэтому преподаватель должен не столько «обучать», сколько «направлять», подсказывая, как сделать что-то собственными силами, не давая при этом четких указаний. 

Сейчас знаний хватает в интернете, и учитель не является эксклюзивным источником информации. Но при этом он все еще необходим, чтобы сориентировать учеников и не дать им потеряться в огромном количестве доступной информации.

Цифровой аттестат

Правовая база в разных странах мира также постепенно адаптируется под новые реалии. В частности, в РФ планируется до конца 2025 года создать более 3500 онлайн-курсов. Впоследствии обучение на этих курсах будет сопровождаться выдачей соответствующих документов. 

Уже сейчас можно получить диплом государственного образца, пройдя обучение на платформе Skillbox, то есть это неиллюзорная возможность получить полноценное высшее образование в сети. Со временем эта тенденция будет только ускоряться в своем развитии и проникновении в различные сферы жизни.

Комьюнити теперь в Телеграм

Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей

Подписаться

Мифы о цифровом обучении (в РФ и не только)

Такая благодатная тема, как цифровизация образования, не могла не обрасти десятками мифов от озабоченных родителей и чересчур активных граждан. Причем мифы тут на уровне самых безумных антипривочников. 

Проект «Цифровая образовательная среда» упразднит очное обучение

Этот миф вытекает из первого. Многие люди почему-то решили, что слово «цифровой» и «дистанционный» – синонимы. На деле ЦОС – это государственная программа по оснащению школ современным оборудованием и средствами для эффективного обучения в реалиях современного общества. 

Развитие технологий приведет к полному переходу на онлайн-обучение

Все проекты, связанные с дистанционным обучением, нацелены на тех детей, что не могут посещать школу. Остальных не станут насильно переводить в онлайн. Это станет выбором родителей. 

Проекты в духе ЦОС нужны, чтобы сократить количество учителей и школ

Никто не исключает школу и действующих преподавателей из образовательной деятельности. Роботов-педагогов у нас пока нет.

Цифровизация сделает детей глупее

Если правильно организовать процесс обучения, то «отупление» никому не грозит. А те индивиды, что учиться не хотят, и без компьютеров справятся с деградацией на всех уровнях. 

Цифровизация стоит слишком дорого. Где-то есть подвох

Нет. Просто необходимое оборудование стоит больших денег. Сэкономить тут не получится, ведь в стране больше 40 000 школ, нуждающихся в обновленной технике. 

Цифровизация не нужна, потому что раньше нормально учились без гаджетов и интернета

А еще раньше женщин на костре жгли и ездили на гужевых повозках. Никто же не отказывается от авто и не проводит безумные ритуалы? 

В интернете хватает онлайн-курсов. Нет надобности в госпрограммах

Нужна централизованная платформа для государственных школ с единой программой, чтобы та могла стать безукоризненной альтернативой для текущей.

Искусственный интеллект

Искусственный интеллект (ИИ) тоже приобрёл большую популярность среди промышленников. Как раз с его помощью вся информация, полученная с датчиков «интернета вещей», автоматически обрабатывается, что, как следствие, способствует оптимизации.

В 2022 году на портале CNews.ru говорилось, что промышленность уже в полной мере прочувствовала на себе эффективность ИИ. Однако компаниям хочется, чтобы эти решения упростили до такого вида, когда для работы с ними не потребуется профильных знаний и навыков.

Вероятно, такой формат ИИ для промышленности не за горами. «Ростелеком» проводил исследование по глобальным трендам цифровизации 2021–2022 годов, которое показало, что Россия в этом рейтинге находится на 14 месте.

Что касается отдельных трендов на рынке цифровых решений, то первое место уже несколько лет достаётся ИИ. Так, по словам вице-президента «Ростелекома» Бориса Глазкова, лидирующее место ИИ досталось с учётом количества научных публикаций, патентов и объёма инвестиций в технологию.

Какова роль ИИ в промышленности?

Фото: freepik.com

Чаще всего ИИ в промышленности используют для создания цифровых двойников предприятия. При его наличии все решения о производственных и логистических процессах (такие как планирование, передача детали на станок и др.) принимаются системой автоматически. Основное преимущество цифровых двойников — предсказательная аналитика. Сотрудники предприятия или ответственные за контроль показателей получают информацию о текущих или возможных будущих неисправностях.

По словам руководителя Национального центра когнитивных разработок ИТМО, исследовательского центра в сфере ИИ «Сильный искусственный интеллект в промышленности» Александра Бухановского, промышленный ИИ отличается от универсального тем, что использует для работы поведенческие особенности профильных специалистов завода. Например, он перенимает функции инженеров, проектировщиков, технологов, аудиторов и логистов. Спикер добавил, что, по сути, это технология ИИ, которая закончила университет и может выполнять работу как заводчан, так и офисных сотрудников.

Кроме того, г-н Бухановский отметил ключевую особенность ИИ на промышленном производстве: там нет больших данных, поэтому технология учится с нуля. В этом плане спикер даже сравнил промышленный интеллект со средневековым подмастерьем, которого не учили масштабно, но зато иногда мимолётом показывали, чем он будет заниматься.

Так или иначе, пока технология не станет простой для понимания широкого круга специалистов, предприятия внедряют её только в экспериментальных целях. По данным исследования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, 60% опрошенных компаний инвестируют во внедрение ИИ всего 1% от бюджета на цифровые технологии.

Преимущества цифровых технологий

Плюсы использования цифровых технологий:

  • передача сигнала без искажения: двоичная система минимизирует риски потери информации или ее изменения. Чем меньше символов для кодирования информации используется, тем выше вероятность передать исходную информацию без искажений по установленным каналам трансляции;
  • хранение информации: цифровой способ хранения информации проще аналогового. Информация сохраняется и считывается без помех, которые приводят к ошибкам. В аналоговых системах возможны повреждения участков данных из-за устаревания аппаратуры. В этом случае нельзя восстановить информацию без потерь;
  • легкость управления: специально разработанные программы упрощают управление устройствами, которые разработаны на основе цифровых систем. Расширение функционала устройств происходит без переоснащения аппаратными средствами: обновление программного обеспечения;
  • возможность использовать сложные алгоритмы с высокой точностью реализации;
  • сжатие информации: оцифрованная информация сохраняется в небольшом пространстве;
  • поддается манипулированию: можно изменять материал;
  • легкая доступность для работы в сети: контент распределяется сразу между несколькими платформами и быстро распространяется.

Минусы использования цифровых систем:

Rate article