Информационная эпоха: век бесконечных возможностей и вызовов

main

***

Успехи нашей страны в области цифровой трансформации фиксируются не только на национальном, но и на международном уровне. Например, в рейтинге цифровизации госуправления Всемирного банка Россия в 2022 году вошла в десятку лидеров. 

При этом нельзя не обратить внимания на то, что в условиях цифровой трансформации обеспечение информационной безопасности имеет ключевое значение. А в прошлом году вопросы кибербезопасности встали как никогда остро: по данным Правительства РФ, число кибератак на автоматизированные системы управления увеличилось на 80%, причем фокус сместился с финансового на госсектор. “В министерствах и ведомствах уже назначены руководители, которые персонально отвечают за информационную безопасность, – это, к сожалению, требования времени. И в субъектах РФ, и во всех ФОИВ уже созданы так называемые киберштабы, – отметил Дмитрий Чернышенко. – С начала 2022 года успешно отражено почти 50 тыс. серьезных кибератак, зафиксировано 1,6 тыс. инцидентов – все они расследованы, успешно закрыты, подготовлены рекомендации по их дальнейшему предотвращению. Выявлено несколько тысяч различных компьютерных уязвимостей, которые ФСТЭК России добавила в банк данных угроз безопасности информации”.

Напомним, необходимость создания в ФОИВ, высших региональных исполнительных органах власти, государственных фондах, госкомпаниях и иных организациях, созданных на основании федеральных законов, стратегических предприятиях, системообразующих организациях и других юридических лицах, являющихся субъектами КИИ, структурных подразделений по информационной безопасности с возложением персональной ответственности за ее обеспечение на руководителей этих органов и организаций предусмотрена Указом Президента РФ от 1 мая 2022 г. № 250.

Кроме того, согласно документу с 1 января 2025 года перечисленным органам и организациям запрещается использовать средства защиты информации из недружественных стран. По прогнозам Правительства РФ, полный переход на отечественные аналоги таких продуктов произойдет даже раньше.  

______________________________

Информация размещена на официальном сайте Минборнауки России (minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/50956). Соответствующее объявление размещено на едином портале госуслуг (profidigital.gosuslugi.ru).Информацию о том, посещение каких мероприятий невозможно без карты болельщика, а также инструкцию по оформлению карты можно найти на едином портале госуслуг (gosuslugi.ru/help/faq/fancard).С рейтингом GovTech Maturity Index 2022 можно ознакомиться на сайте Всемирного банка (worldbank.org/en/data/interactive/2022/10/21/govtech-maturity-index-gtmi-data-dashboard).

Принципы идеологии цифрового общества

Идеология цифрового общества базируется на нескольких основных принципах, которые ориентируют его развитие и функционирование:

  1. Цифровая трансформация — основной принцип, гласящий о необходимости перехода от аналогового к цифровому формату в различных сферах жизни. Это означает внедрение цифровых технологий, автоматизацию процессов, цифровизацию данных и переход к электронному общению.
  2. Открытость и доступность данных — принцип, подразумевающий ограничение использования ограничений и налагаемых границ в цифровом пространстве. Свободный доступ к информации и открытость данных между пользователями способствует развитию новых идей и инноваций.
  3. Коллаборация и совместная работа — принцип, ставящий акцент на взаимодействии и сотрудничестве между людьми в цифровом пространстве. Это позволяет объединять ресурсы, обмениваться знаниями и опытом, создавать новые проекты и достигать общих целей.
  4. Инновации и развитие — принцип, в соответствии с которым цифровое общество стремится к постоянному развитию и прогрессу. Развитие новых технологий и идеи является движущей силой для достижения новых высот и улучшения качества жизни.
  5. Безопасность и приватность — принцип, обеспечивающий защиту данных и прав личности в цифровом пространстве. Он основан на гарантии конфиденциальности информации и защите от киберугроз.

Эти принципы формируют основу идеологии цифрового общества и ориентируют нас на пути к достижению процветания и прогресса в цифровой эпохе.

Характерные признаки

Как и любому явлению в мире, информационному обществу присущи не только положительные признаки, но и черты, которые негативно влияют на социум.

К положительным признакам относится:

  1. Высокая роль информации, знаний, технологий. Сегодня в мире наблюдается небывалый рост объема информационных потоков во всех сферах человеческой деятельности. Легкодоступность знаний позволяет людям расширять свой кругозор, не выходя из дома. Информация является одним из основных факторов развития технологий и прогресса.
  2. Рост людей, занятых в отрасли информационных технологий. Стремительное развитие информационных технологий привело к изменению структуры занятости. Они успешно внедряются практически во все сферы профессиональной деятельности, автоматизируя рабочий процесс. Наиболее активно роль информации растет в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), научных и технических услуг.
  3. Увеличение информатизации общества. Под информатизацией подразумевается удовлетворение информационных потребностей общества. Современные информационные технологии придают распространению информации массовый характер. Относительная доступность телефонов, компьютеров, интернета и других коммуникационных систем ускоряет процесс информатизации общества.
  4. Образование глобального информационного пространства. Этот признак отражен в глобальной унификации информационной индустрии на фоне растущей роли информации и знаний. Люди из разных уголков стран имеют одинаковый доступ ко всему контенту, представленному в сети.
  5. Электронная демократия, правительство, государство. Форма демократии, в рамках которой активно используется ИКТ в качестве основного инструмента для коллективных и административных процессов на всех уровнях. Это позволяет власти быть более мобильной и доступной для граждан. При этом у населения появляется возможность влиять на принятие политических решений. Для этого проводятся электронные голосования, создаются порталы, где любой гражданин может оставить отзыв о работе конкретной правительственной структуры и т. д.
  6. Информационная экономика. Современные технологии позволяют мировой экономике развиваться на новом инновационном рынке. Сами информационные технологии превратились в отдельный прибыльный бизнес, который отвечает информационным запросам и потребностям потребителей. Информация стала пониматься как ресурс, который представляется предметом купли-продажи. Такое понимание информации и ее движение в качестве товара способствуют формированию и развитию рынка информации.

К негативным тенденциям информационного общества причисляют:

  1. Информационное неравенство, которое заключается в неравномерном распространении информации. Разная степень доступности отражается в том, что преимущества информационного общества одной части общества приносят рост и достаток, а другая часть при этом становится более уязвимой.
  2. Проблема достоверности информации возникает из-за ее большого объема. Она сопровождается сложностями в отборе качественных и достоверных сведений среди тысячи альтернативных вариантов.
  3. Осуществление тотального контроля за людьми. С развитием информационных технологий все большую значимость приобретает проблема конфиденциальности личных данных. В базах данных сохраняется вся информация, которую мы когда-либо упоминали на просторах интернета. Активное присутствие человека в сети делает его более уязвимым для контроля.
  4. Вмешательство в частную жизнь человека. Информационные технологии способны разрушить частную жизнь и отрицательно влиять на деятельность организаций.

Что такое информационное общество

Информационное общество — это новый исторический период развития общества, в котором информация и знания становятся главным продуктом производства, а создание, хранение, переработка и передача информации — одной из важнейших деятельностей в экономической, политической и культурной сферах.

Современный мир в настоящее время переживает очередную информационную революцию, которая отражается в формировании и активном развитии глобальных информационных сетей по всему миру. Этот период характеризуется необычайным увеличением объема информации, которая становится одним из важнейших факторов, определяющих развитие технологий и общества в целом.

Небывалый рост скорости и объема передаваемой информации, новые методы ее поиска и хранения, уникальные возможности производства, новые виды деятельности в сети — все это привело к возникновению информационного общества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Примечание

Эта эпоха обусловлена переходом от индустриального общества к постиндустриальному, который также называется информатизацией.

Мешают стереотипы

В то же время, эксперты говорят о недостаточной все еще готовности общества к замене традиционных технологий цифровыми. «Когда я прохожу мимо Петроэлектросбыта, я не понимаю, зачем люди стоят в очереди. Можно ведь заплатить дома, на сайте госуслуг. Но одни люди просто не знают о такой возможности, другие не умеют работать с цифровыми сервисами, а третьи их боятся. Боятся даже пластиковых карт и платят наличными. Основная проблема цифрового общества — это борьба со стереотипами. Проблема цифрового образования, даже самого элементарного, стоит очень остро», — считает Виталий Власов.

Основная проблема цифрового общества — это борьба со стереотипами.

Впрочем, и эта проблема нередко связана с дефектами цифрового государства. «В области образования цифра пока в меньшей степени готова заменить традиционные способы обучения. Причин этому две: оснащение и содержание образования. Во многих школах до сих пор нет интернета, соответственно, нет цифровой среды и обучения», — свидетельствует Анастасия Горелова. Низкий уровень сельской цифровизации создает проблему цифрового неравенства, отмечает она: «Сельские жители и школы не могут получить полного объема услуг, что ставит их в худшее положение».

Валентин Макаров говорит, что не стоит преувеличивать значение подобных примеров. «Готовность общества к жизни в цифровом мире зависит от сегмента населения. Людям пожилого возраста трудно к нему приспособиться, тем, кто помоложе — проще. Но неизбежность цифровой трансформации определяется тем, как относятся к цифровому миру детство, юношество и молодежь. И тогда все становится понятно», — уверен эксперт.

Ключевые показатели развития информационного общества

Российская Федерация нацелена на развитие информационного общества для повышения качества жизни населения и обеспечения конкурентоспособности страны. Для достижения поставленной цели ведётся планомерная работа по нескольким направлениям: социальному, экономическому, технологическому и ряду других. Наглядно оценить динамику развития информационного общества можно обратившись к ключевым показателям развития информационного общества:

Число пользователей сети «Интернет» в 2022 году в %-ом соотношении от населения страны

  • Телекоммуникационный сектор
  • Использование Интернета населением
  • Использование интернет-сервисов
  • Широкополосный доступ в Интернет
  • Скорость обеспечения широкополосного доступа
  • Рынок мобильной связи
  • Аудиовизуальный и медиаконтент
  • Электронное правительство
  • Электронная коммерция
  • Электронный бизнес
  • Электронное здравоохранение
  • Безопасность и конфиденциальность
  • Цифровые навыки населения
  • Женщины в IT-сфере
  • Специалисты по ИКТ
  • Доступность сети Интернет в сельских районах

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба государственной статистики и их партнёры проводят исследования развития информационного общества в России, в том числе, в сравнении с предыдущим периодом мониторинга и в сопоставлении с другими странами. Актуальные исследования, содержащие официальную статистическую информацию, как правило, представлены в статистических изданиях и на официальных сайтах.

Раздел 3: Цифровизация в настоящее время

Цифровизация в современном обществе началась в результате развертывания новых технологий. Когда появились первые компьютеры и сети, началась эра цифровизации, которая привела к революции во всех сферах жизни.

Сегодня цифровизация стала неотъемлемой частью нашего общества. Практически все сферы деятельности, начиная от экономики и медицины, и заканчивая образованием и культурой, полностью или частично основаны на цифровых технологиях. Они помогают нам ускорять процессы, повышать эффективность и улучшать качество жизни.

Современная цифровизация включает в себя такие инновации, как искусственный интеллект, интернет вещей, биг-дата, облачные технологии и многое другое. Они открывают новые возможности для бизнеса, науки и общества в целом. Большинство компаний стремятся быть на передовой линии цифровой трансформации, чтобы оставаться конкурентоспособными и адаптироваться к изменениям вокруг.

Важно понимать, что цифровизация не является отдельным событием. Она является постоянным процессом, который продолжается и будет продолжаться в будущем

Быть осведомленным о последних тенденциях и вызовах в области цифровизации поможет нам адаптироваться и эффективно использовать новые возможности.

Цифровая платформа как сердце мировой экономики

Цифровая платформа является катализатором экономики. Появление цифровой платформы в любой индустрии (Uber, Airbnb, Amazon, Cainiao, SmartCAT и т.д.) приводит к существенному сокращению транзакционных издержек и ускорению операционных циклов ее участников. Цифровые платформы задают новые профессиональные стандарты, развивают конкуренцию и формируют динамические рейтинги участников индустрий.

Структурирование огромных потоков данных и процессов в индустрии позволяет применять алгоритмическое регулирование и значительно упрощает задачи анализа и синтеза цепочек добавленной стоимости. Цифровые платформы, как новые «глобальные клеточки индустрий» в текущей промышленной революции, уже доказали эффективность своей «юнит-экономики». Мультиязычность и трансграничность позволяют быстро вовлекать пользователей со всего мира, сохраняя компании-оператору цифровой платформы принцип экстерриториальности. Uber-изация всех секторов – это естественный ускоряющийся тренд развития глобальной экономики.  

В ближайшие десять лет большинство индустрий переживут существенные преобразования (смена бизнес-моделей, смена лидеров, disruptive innovation). Как и в предыдущих промышленных революциях, социальные, экономические и геополитические последствия будут колоссальными.

Крупнейшие глобальные венчурные фонды «Долины» инвестировали в десятки состоявшихся платформ. Собрав их в своих портфелях, они пытаются добиться синергии от их взаимодействия. Правительство Китая изначально не рассчитывает только на венчурную модель, а дополняет ее госпрограммой «Интернет+» и политикой протекционизма для ускорения создания экосистем цифровых платформ в смежных индустриях. 

Претенденты на победу в этой «гонке» прекрасно осознают, что в наступающей глобальной цифровой экономике победит тот экономический контур, который быстрее всех вырвется вперед по количеству и качеству цифровых платформ, интегрированных в единую экосистему.

В докладе Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности 2016–2017 годов подчеркивается особое значение инвестиций в инновации наряду с развитием инфраструктуры, навыков и эффективных рынков. В международном рейтинге Российская Федерация занимает 43-е место, значительно отставая от наиболее конкурентоспособных экономик мира, таких как Швейцария, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия. Низкий уровень инноваций и неразвитость бизнеса, а также недостаточно развитые государственные и частные институты и финансовый рынок являются узкими местами для конкурентоспособности России на глобальном цифровом рынке.

Цели

Независимо от того, где будут применены новые технологии, концепция такого внедрения заключается в реализации следующих целей:

  • Внедрение открытой информации, которая является неотъемлемой частью глобальной цифровизации.
  • Улучшение социальных и политических факторов человеческой жизни.
  • Ускорение и усовершенствование протекания бизнес-процессов, что уменьшает не только финансовые вливания со стороны собственника, но также сохраняет его время и силы на выполнение рутинных действий.

Таким образом, цифровизация экономики, энергетики, бизнеса, социальной и других сфер приводит к тому, что качество жизни населения будет непрерывно изменяться к лучшему.

Но при этом многие могут задаться вопросом, если в России по заявлению министров и других ответственных лиц давно и успешно внедряется цифровизация на разных этапах и в разных отраслях, то почему мы не видим этих масштабов и не ощущаем достаточно быстрых изменений в своей жизни.

А ответ на этот вопрос достаточно прост. Явным показателем успешности глобального процесса внедрения новых технологий является повсеместное и безотказное принятия открытой информации. Но, к сожалению, в силу возрастных особенностей и менталитета, а также и по причине того, что новые технологии не внедрены в жизнь каждого человека в нашей стране, такой процесс возможен не на всех уровнях.

Так, использование умных гаджетов, например, холодильника, дает возможность контролировать регулярно уровень свежести продуктов. Как только срок употребления их истекает, устройство само по себе будет сигнализировать о необходимости совершить покупку или реализует этот процесс приобретения товаров в нужном количестве. Но, далеко не все граждане страны понимают, для чего это надо.

А в удаленных регионах продукты в сельской местности могут хранить вообще, в погребе. А уровень электрификации не позволяет обеспечить бесперебойный интернет. Так что получается некий замкнутый круг, который с течением времени разорвется сам с собой. Так как новое поколение достаточно интенсивно и более охотно применяет и используют плоды цифровизации не только в столице, но и в регионах.

Дефекты государственной цифровизации

Эксперты считают, что эффективность государственных усилий в этой сфере во многих случаях ниже, чем частных. «Государство пытается создание цифровых сервисов централизовать, подчинить себе, но это стоит очень дорого. Тендеры, которые объявляют чиновники, зачастую выигрывают близкие им компании и в результате создание сервиса обходится налогоплательщикам в 10 раз дороже, чем если бы его сделал частный бизнес по своей инициативе. Любые государственные порталы стоят миллионы рублей. Государству целесообразно предоставлять необходимую для цифровизации инфраструктуру, но не самостоятельно создавать сервисы», — считает Виталий Власов.

Он приводит в пример Великобританию, где однажды возникла потребность обновить информационные системы остановок общественного транспорта. «Власти вместо того, чтобы самостоятельно это делать, дали возможность всем желающим внести свою редакцию в различные госданные, которые касались этих остановок. И, таким образом, люди сами обновляли информационную систему, причем, бесплатно. У нас, когда нужно собрать данные, нанимают некую компанию, все происходит закрыто, и на это уходят огромные деньги», — говорит эксперт.

Более того, если взаимодействие участников цифрового общества не представляет проблемы, то цифровые проекты разных госструктур интегрируются с большими сложностями, отмечают собеседники РБК Петербург. «В Санкт-Петербурге имеется более сотни информационных систем, большинство из них не согласованы друг с другом — главным образом потому, что у каждой есть свой интересант, который не хочет или по бюрократическим причинам не может сотрудничать с другими», — считает Виталий Власов.

Впрочем, этой болезнью страдает и большой бизнес, особенно в госкорпорациях, замечает Власов. «Прежде чем внедрять информационные системы люди должны сначала поменять бизнес-процессы, механизмы взаимодействия сотрудников», — считает он.

Прежде чем внедрять информационные системы люди должны сначала поменять бизнес-процессы.

Становление информационного общества

Теория информационных революций

Теория информационных революций предполагает, что становление информационного общества было обусловлено радикальными экономическими, социальными и технологическими изменениями, вызванными внедрением IT-технологий в сферу производства, хранения, обмена информацией с 1970-х годов. Переломным событием стало — изобретение персонального компьютера — ЭВМ, а затем последовала разработка программного обеспечения и сетевое подключение к глобальной сети «Интернет». Вследствие информационные технологии стали основой производственной деятельности, а основным продуктом производства стала информация.

Линейно-стадиальный подход

Линейно-стадиальный подход предполагает, что переход от традиционного общества к информационному обществу был последовательным. Этот подход разработан в теории постиндустриального общества Даниела Белла, теории стадий экономического роста Уолта Ростоу и концепции трёх волн Элвина Тоффлера. В рамках данного подхода Даниел Белл, Уолт Ростоу, Элвин Тоффлер связывают становление информационного общества с доминированием информационного сектора экономики — сферы производства, хранения, обработки и передачи информации, под влиянием которого меняется значение социальных институтов, формы их взаимодействия, возникают новые факторы производства и способы их применения. В качестве фундаментальных основ информационного общества сторонники данного подхода рассматривают информацию и знания.

Направление 4. Информационная инфраструктура

Формирование Цифровой экономики невозможно без создания соответствующей инфраструктуры, способствующей развитию науки и инноваций, разработке и внедрению цифровых технологий, расширению доступа к сети Интернет, вложению инвестиций в сферы, связанные с ИТ. Цели данного направления заключаются в:

  • развитии сетей связи, которые обеспечивают потребности экономики по сбору и передаче данных государства, бизнеса и граждан с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями; 
  • развитии системы российских центров обработки данных, которая обеспечивает предоставление государству, бизнесу и гражданам доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг по хранению и обработке данных и позволяет в том числе экспортировать услуги по хранению и обработке данных; 
  • внедрении цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей власти, бизнеса и граждан; 
  • создании эффективной системы сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственных данных, обеспечивающей потребности государства, бизнеса и граждан в актуальной и достоверной информации о пространственных объектах.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет» (100 мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97 процентов; 
  • во всех крупных городах (1 млн человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше.

Центр компетенции по направлению: ПАО «Ростелеком».

Ответственный от центра компетенций: Борис Глазков, Вице-президент по стратегическим инициативам.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минкомсвязь России.

Руководитель рабочей группы: Анна Серебряникова, Операционный директор «Мегафона».

Литература

  1. Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2023. — 120 с.
  2. Артюхин В. В. Информационное общество и общество знаний — реальность, формации или концепции? / В. В. Артюхин. — М.: ЛитРес, 2022. — 11 с.
  3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социологического прогнозирования / под ред. В. Л. Иноземцева. — М.: Academia, 2004. — 788 с.
  4. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986. — С. 330—342.
  5. Болгов Р. В. Информационное общество и международные отношения / Р. В. Болгов, К. А. Панцерев, С. М. Виноградова. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2014. — 580 с.
  6. Городнова А. А. Развитие информационного общества: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Городнова. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 235 с.
  7. Косова Л. Н. Информационное общество в современной России, социальный аспект / Л. Н. Косова Ю. А. Косова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2023. — № 8. — С. 69-74.
  8. Никитин Г. М. Информационное общество. Вчера, сегодня, завтра / Г. М. Никитин. — М.: ЛитРес, 2021. — 90 с.
  9. Негодаев И. А. На путях к информационному обществу / И. А. Негодаев. — Ростов-на-Дону.: ДГТУ, 1999.- 246 с.
  10. Негодаев И. А. Информатизация культуры: Монография / И. А. Негодаев. — Ростов-на-Дону: Книга, 2003. — 320 с.
  11. Ракитов А. И. Наш путь к информационному обществу / А. И. Ракитов // Теория и практика общественно-научной информации, 1989. — № 1. — С. 31-52.
  12. Тоффлер Э. Футурошок / Э. Тоффлер. — СПб.: Лань, 1997. — 461 с.
  13. Masuda Y. The Information Society as Post-industrial Society / Y. Masuda. — Washington: World Future Society, 1981. — 171 c.
  14. Rostow W. W. How it All Began (Routledge Revivals): Origins of the Modern Economy. — GB: Taylor & Francis, 2014. — 278 с.

Информационное общество в Российской Федерации

Основные сферы, в которых происходит наиболее явное развитие информационного общества в Российской Федерации:

  1. Дистанционное обучение. В том числе через вебинары, видеолекции, трансляции, лекции. Во многих вузах внедрена система дистанционной загрузки выполненных работ, дистанционное прохождение контрольных срезов знаний, дистанционный учет успеваемости. Частично дистанционное обучение реализуется в школах.
  2. Финансы и банки. Интернет-банки, клиент-банки имеют все банки.
  3. Общественное взаимодействие. Наиболее значимым примером является распространение электронной подписи как для юридических, так и для физических лиц.
  4. Телемедицина. Электронная запись в поликлинику, видеоконференции врачей-специалистов и т.д.
  5. Удаленная работа через Интернет.
  6. Налоговое администрирование.
  7. Взаимодействие с органами исполнительной власти. Онлайн-прием обращений граждан.
  8. Транспортные перевозки. Электронные билеты на самолет, поезд. Сервисы такси (тут можно уже забыть про “По городу недорого!!!” как страшный сон).
  9. И многие другие сферы.

Дальнейшее развитие информационного общества в Российской Федерации связано с построением цифровой экономики и роботизацией. В свою очередь это предъявляет следующие требования к обществу:

  • Повышение требований к профессиональной квалификации.
  • Повышение требований к уровню образования.
  • Изменение образовательной структуры общества.
  • Изменение характера труда.

На данный момент уже наблюдается превалирование интеллектуального, квалифицированного труда, требующего специальных навыков и знаний, в общественной структуре. Соответственно, получение образования уже не является достаточным, необходимо квалифицированно применять полученные знания и использовать информацию.

Для информационного общества Российской Федерации характерно также повышение требований к производству услуг, особенно к тем, которые связаны с получением, извлечением, обработкой, хранением, преобразованием и использованием информации.

Структура информационного общества Российской Федерации показана на рисунке.

Структура информационного общества Российской Федерации

Программа «Цифровая экономика»

Почему экономика должна быть цифровой? Суть системы цифровой экономики в том, чтобы создать новую систему экономических и социальных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. Это затрагивает абсолютно все отрасли в жизнедеятельности современного общества: от политики до науки, образования, медицины или бизнеса. Это не легкий апгрейд текущих систем в их текущем виде, а полная перестройка взаимодействия между государством, гражданами и бизнесом.

В национальной программе «Цифровая экономика» заложены самые актуальные направления, требующие трансформации и качественного прорыва: рост производства и повышение экспортного потенциала российских продуктов, строительство умных городов, диджитализация образования и здравоохранения с обеспечением их доступности по всей стране, максимальное упрощение и удобство взаимодействия с органами власти для получения услуг в цифровом виде.

Направление 1. Нормативное регулирование

Цель этого направления заключается в формировании новой регуляторной среды, обеспечивающей благоприятный правовой режим для возникновения и развития современных технологий, а также для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием (цифровой экономики). Это подразумевает:

  • создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики;
  • снятие ключевых правовых ограничений и создание отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики; 
  • формирование комплексного законодательного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики; 
  • принятие мер, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием современных технологий, сбором и использованием данных; 
  • формирование политики по развитию цифровой экономики на территории Евразийского экономического союза, гармонизацию подходов к нормативному правовому регулированию; 
  • создание методической основы для развития компетенций в области регулирования цифровой экономики.

Показатели успешного выполнения задач к 2024 году:

  • успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках; 
  • успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и «умного города»); 
  • успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.

Центр компетенции по направлению: фонд «Сколково».

Ответственный от центра компетенций: Игорь Дроздов, Председатель Правления.

Ответственный федеральный орган исполнительной власти: Минэкономразвития России.

Руководитель рабочей группы: Руслан Ибрагимов, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ПАО «МТС».

Rate article