Цифровые технологии в образовании России: перспективы и проблемы

main

Тренды цифровизации в современном образовании

В 2023 году есть несколько тенденций в цифровом образовании:

Микрообучение. Тренд на экспертность в одной сфере становится все более устойчивым. Сейчас ценятся не широкие знания во всей области, а узкие навыки. Например, вместо обучения разработчиков мобильных приложений онлайн-школы делают два разных курса: для разработчиков на iOS и разработчиков на Android. Такой подход позволяет быстрее получить нужные знания, не учиться годами, стать экспертом.
Искусственный интеллект в роли преподавателя. Тенденция развивается примерно 5 лет и сейчас она становится одной из основных в образовании. Искусственный интеллект все еще не может полностью заменить учителя, но способен стать помощником, ассистентом, дополнением.
Геймификация — игровые элементы. Относительно новая модель — развлечение + образование

Она позволяет давать знания в интересной форме, помогает держать внимание учащихся, мотивировать их. Например, иностранные языки все чаще учат по популярным фильмам, музыке, мемам.

Реализация этих трендов возможна как в школах или университетах, так и на онлайн-курсах. Если хотите внедрить их, а также эффективно использовать возможности цифрового образования, воспользуйтесь Skillspace. Это платформа для создания и продвижения онлайн-школ. Здесь можно запустить любое обучение — от курсов программирования до тренингов личностного роста. А благодаря простым шаблонам и удобным инструментам сделать это можно даже без опыта.

Виды

К настоящему времени уже выработано достаточно большое количество цифровых образовательных технологий и они продолжают постоянно обновляться и совершенствоваться.

Виды:

  1. Цифровой образовательный контент — создание электронных учебников, образовательных сайтов, медиаприложений.
  2. Образовательные коммуникационные сети — развитие системы связей между учениками, педагогами, образовательными учреждениями через различные платформы и интернет-ресурсы.
  3. Мобильное обучение — широкое использование в учебном процессе мобильных устройств (смартфонов, планшетов, ноутбуков).
  4. Геймификация — включение в образование виртуальных игровых элементов.
  5. Облачные технологии — это способ удаленного хранения, распределения и обработки данных.

Формы дистанционного обучения:

  1. Синхронное — осуществляется в онлайн-режиме через различные платформы (Scype, Zoom, Discord и др.). При этом может использоваться голосовое общение или видеоформат связи.
  2. Асинхронное — происходит без непосредственного контакта между учеником и преподавателем в режиме реального времени.
  3. Смешанное — сочетает элементы синхронного и асинхронного обучения.

На практике чаще всего используется смешанная форма. Ученик может самостоятельно слушать лекции, заниматься на тренажере или выполнять присланные ему задания. В ходе онлайн-работы с преподавателем происходит объяснение наиболее трудных моментов урока, проверка и коррекция полученных знаний.

Форматы цифрового обучения:

Лекции — могут быть представлены в виде электронного текста, аудио- или видеоформата. В настоящее время наибольшую популярность приобрели видеолекции.

Скрайбинг — сопровождение текстовых данных визуальными образами

Это облегчает процесс усвоения информации, поскольку увеличивает наглядность, повышает интерес, активизирует внимание.

Обучающие игры — с их помощью можно тренировать конкретные умения и навыки, а также получать новые знания. Например, обучающие игры широко используются при изучении иностранных языков.

Тренажеры — специальные приложения, обучающие с помощью многократного повторения определенных действий

Продвинутые тренажеры способны на основе анализа совершаемых ошибок выстраивать дальнейшую программу обучения.

Моделирование — построение виртуальной реальности с помощью трехмерных и четырехмерных моделей (3 D и 4 D). Электронные модели позволяют решать задачи и отрабатывать навыки в условиях, приближенных к реальности.

Чат-боты — автоматизированные программы для мессенджеров, которые позволяют общаться, искать информацию, получать новые знания, тренировать коммуникационные навыки.

Все эти форматы или определенное их сочетание могут быть включены в программу онлайн-курсов.

Онлайн-курсы — это массовые форматы дистанционного обучения, осуществляющиеся через различные интернет-платформы.

В последние годы онлайн-курсы приобрели огромную популярность. Их количество растет с каждым днем. Они охватывают самые разные образовательные сферы: подготовка к экзаменам, переквалификация, изучение языков, саморазвитие и многое другое.

Примечание 1

Важно помнить, что юридическую силу имеют только те дипломы, которые получены в аккредитованных государством учебных заведениях. Если дистанционные курсы организует официальный вуз, то документ об их окончании имеет юридическую силу

Частные неаккредитованные онлайн-курсы могут на свое усмотрение выдавать дипломы или сертификаты. Будут ли они учитываться при трудоустройстве — это зависит от конкретного работодателя. Юридической силы подобные документы не имеют. При выборе конкретной онлайн-школы важно учитывать ее репутацию — то есть то, как она успела зарекомендовать себя на рынке образовательных услуг

Если дистанционные курсы организует официальный вуз, то документ об их окончании имеет юридическую силу. Частные неаккредитованные онлайн-курсы могут на свое усмотрение выдавать дипломы или сертификаты. Будут ли они учитываться при трудоустройстве — это зависит от конкретного работодателя. Юридической силы подобные документы не имеют

При выборе конкретной онлайн-школы важно учитывать ее репутацию — то есть то, как она успела зарекомендовать себя на рынке образовательных услуг

В условиях традиционных учреждений образования могут использоваться как целые направления цифровых технологий, так и отдельные их элементы.

Пример 2

Пример использования самостоятельной цифровой технологии — переход на дистанционное обучение. Пример внедрения отдельных элементов — применение мультимедийных презентаций на традиционном («живом») уроке.

Что значит цифровые технологии в образовании

Первые компьютеры появились в 1940-е годы в США. Первоначально они предназначались исключительно для военных целей. В 1960-е годы были созданы компьютеры на интегральных схемах, что значительно уменьшало их размеры и увеличивало производительность. Первые персональные компьютеры на Западе появляются в начале 1980-х годов, в России — в 1990-е годы. С этого времени начинается проникновение цифровых технологий во все сферы жизни общества, в том числе в образование.

Цифровые технологии — это использование электронно-вычислительных средств и программного обеспечения для более быстрой и удобной передачи, обработки и хранения данных.

Особенно широко цифровые технологии стали применяться с 2000-х годов. Это связано с появлением большого количества электронных устройств (гаджетов), развитием сети Интернет и рынка программного обеспечения.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Цифровизация образования происходит в нескольких направлениях:

  1. Перевод документооборота с бумажного на электронный.
  2. Оснащение учреждений образования цифровым оборудованием — увеличение количества компьютерных классов и их модернизация, размещение интерактивных досок, подключение высокоскоростного интернета.
  3. Применение на уроках и в воспитательной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Например, в ходе занятий могут использоваться презентации, электронные тесты, виртуальные путешествия и игры.
  4. Создание образовательных порталов и коммуникационных сетей.
  5. Частичный или полный переход на дистанционное обучение.

Дистанционное обучение — это система получения знаний, умений и навыков на расстоянии.

Главное его отличие от традиционного обучения — это то, что общение преподавателя с учениками происходит не вживую, а через какие-либо технические средства.

Дистанционное обучение прошло долгий путь развития. Впервые оно появилось в Великобритании еще в 19 веке. В те далекие времена учебные материалы пересылались по обычной почте, таким же образом раздавались задания и принимались экзамены. В 20 веке появились обучающие курсы и лекции, которые транслировались по радио и телевидению. И только с распространением персональных компьютеров и интернета дистанционное обучение вышло совершенно на новый уровень. Оно стало двухсторонним и интерактивным, позволило индивидуализировать образовательный процесс и настроить его на получение практических результатов.

Пример 1

Например, на многих современных обучающих платформах упор делается не на лекционную часть, а на практику. В конце курса студенту часто помогают оформить портфолио и даже сделать первые шаги по трудоустройству.

Цель цифрового обучения

Цифровизация образования – это не альтруистическое движение по развитию общества и стремление к киберпанк-будущему. У государства свои выгоды – ему не хватает специалистов, работающих в IT-сфере. Нужны люди, которые могут сделать вклад в цифровую экономику. А таких регулярно не хватает. 

Если верить аналитикам при правительстве РФ, то более 60% компаний в России не могут «оцифровать» свой бизнес, потому что им попросту не хватает кадров. И это не самое страшное, ведь по словам Олега Подольского, директора Университета 20.35, в IT трудится лишь 2% всего рабочего населения РФ. Этот показатель скромнее, чем в Румынии и Сербии.

Правительство наконец сообразило, что нужно что-то срочно менять и поэтому активнее продвигает госпрограммы, направленные на цифровизацию образования. Иначе бизнес так и не сможет на равных конкурировать с представителями стран Европы и США. 

Особенности электронного обучения

Рассмотрим основные особенности обучения в цифровой среде.

Интерактивность

Информация должна быть наглядной, интересной. Для этого, например, вместо бумажных книг используют электронные платформы, вместо решения задачи в рабочей тетради проводят онлайн-тесты с автоматической проверкой, вместо устного объяснения материала включают наглядный видеоролик. С каждым годом новые интерактивные форматы все больше заменяют традиционные.

Свободная коммуникация

Одно из преимуществ цифровой среды — возможность свободно взаимодействовать с другими людьми, даже удаленно. Ученики, педагоги, родители могут обмениваться информацией друг с другом. Например, преподаватель выставил оценки в электронный журнал, и родитель сразу это увидел. А во время пандемии все уроки проводились онлайн, очно учителя с учениками не взаимодействовали вообще.

Качественная информация

Цифровая трансформация образования предполагает, что информация должна быть качественной, доступной из любой точки мира. Например, учить новый язык можно по электронному учебнику, который открывается со смартфона. В интернете доступны миллиарды источников информации: порталы, библиотеки, вебинары экспертов, обучающие курсы.

Создание контента в цифровой среде

Есть специальные программы, которые позволяют быстро, качественно, удобно создавать контент. Например, сейчас мало преподавателей рисуют графики от руки: вместо этого используют компьютерные программы или даже приложение на смартфоне.

При этом творческий контент нельзя полностью создавать в цифровой среде. Люди продолжают сочинять новую музыку с помощью живых инструментов. Или пишут картины красками, а не в Photoshop.

Совместная работа

На онлайн-курсах студенты могут выполнять задания в команде. В интернете много формулов, приложений, площадок для совместной работы. На уроках преподаватели стараются организовать учеников в небольшие группы. Все это еще один принцип цифрового обучения — общение, работа в команде с другими учениками, постоянное взаимодействие.

Недостатки цифровых систем

Внедрение цифровых инструментов может привести к отрицательным последствиям. Один из них — плохая социализация. Особенно это касается школьников. Компьютеризация образования может стать причиной того, что дети станут меньше общаться, взаимодействовать друг с другом. В результате они станут хуже социализироваться, а это нарушает психологическое развитие личности.

Не исключены и проблемы с физическим состоянием детей. Длительное пребывание у экрана компьютера, недостаток движений, постоянная работа с клавиатурой, — все это приводит к ухудшению здоровья. Так, снижается зрение, неправильно развивается опорно-двигательный аппарат, ухудшается мелкая моторика.

Наконец, может пострадать педагогика как явление. Учителей частично заменят компьютерные программы, а ученики станут больше заниматься самостоятельно. Есть мнение, что множество педагогов потеряют работу.

На самом деле все эти недостатки нельзя назвать абсолютно точными — это только гипотезы. Должно пройти много лет, чтобы стало понятно, как именно компьютеризация повлияла на образовательный процесс. К тому же, если правильно организовать работу, негативных последствий удастся избежать. Например, параллельно с цифровым обучением вводить дополнительные уроки, где ученики много двигаются. Восполнить недостаток общение поможет работа в группах

А роль преподавателя при самостоятельном обучении становится более важной: у учащихся появляются вопросы, что-то нужно разъяснить, и здесь учителя не заменит никакая программа

Как происходит цифровизация образования в России

Россия предпринимает меры по цифровизации образования. Появляется все больше госпрограмм, грантов и льгот для тех, кто все это дело двигает в массы. 

Как я уже отметил выше, страна нуждается в специалистах нового поколения, подкованных в области IT и способных повлиять на развитие различных сфер бизнеса в пределах РФ. 

Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch

EdCrunch – это крупная конференция, организованная силами Минобрнауки, Минпросвещения и десятком других организаций. На конференции обсуждаются вопросы цифрового образования. Спикеры рассказывают о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с применением современных технологий, сделав его эффективнее. 

По данным с EdCrunch 2019, российские специалисты планируют и дальше «уничтожать» преграды в виде возраста, состояния здоровья и местожительства обучающихся. Для этого уже давно в сети размещаются лучшие онлайн-курсы от отечественных преподавателей. 

Стандарты «Цифровой школы»

Да, уже есть стандарты школы будущего, и звучат они крайне футуристично. К примеру, у каждого преподавателя должен быть планшетный компьютер на базе отечественной операционной системы. В школах наконец появится система видеонаблюдения, нормально работающий WiFi и телевизоры со Smart TV. 

Документ получился весьма подробным. В нем детально описано необходимое программное и аппаратное оснащение, прописаны необходимые стандарты, а также указаны цели внедрения тех или иных технологий и устройств в образовательный процесс. Ознакомьтесь ради интереса!

Проект ВШЭ и ЦСР

Высшая школа экономики хочет сделать свой вклад и повлиять на цифровизацию образования в России. В проект ВШЭ входят:

  • Разработка и апробация новых цифровых учебно-методических комплексов, замещающих традиционных учебники. В их проектировании даже искусственный интеллект применяется, чтобы тот подстраивались под нужды конкретного ученика. 

  • Создание систем автоматической объективной оценки знаний. 

  • Создание систем-фильтров для поисковых служб, чтобы обучающиеся могли пользоваться только качественными и безопасными источниками информации в сети. 

  • Включение в образовательную программу обучающих игр и цифровых симуляторов, чтобы сильнее вовлечь учеников в процесс обучения. 

  • Внедрение в образовательную систему программного обеспечения, которое упростит ведение отчетности и сведет к минимум все бюрократические помехи. 

Плюсы и минусы

Цифровое образование получает всё большее распространение, поскольку оно имеет ряд значительных преимуществ по сравнению с традиционным.

Плюсы:

  1. Интерактивность — с помощью электронных устройств гораздо легче организовать обучение таким образом, чтобы все ученики были вовлечены в процесс взаимодействия.
  2. Эргономичность — цифровые технологии удобны в эксплуатации, отличаются практичностью, экономят пространство и время. Отпадает необходимость носить тяжелые портфели с большим количеством учебников и тетрадей — их может заменить один планшет. Электронный документооборот при правильной организации избавляет от бумажной волокиты.
  3. Самостоятельность — в ходе взаимодействия с обучающими программами приобретаются навыки самостоятельной работы. Ученикам предоставляется бóльшая свобода действий, чем на традиционном уроке.
  4. Инновации — появляется больше возможностей для внедрения в образовательный процесс различных новшеств, которые повышают его эффективность.
  5. Доступность — обучение становится более демократичным и доступным. Например, многие современные образовательные программы и курсы выложены в открытый доступ.

Цифровые технологии предоставляют большое количество возможностей для повышения квалификации, переобучения и самообразования.

Грамотное использование отдельных элементов информационно-коммуникационных технологий в ходе урока позволяет эффективно применять принцип наглядности и повышает продуктивность усвоения материала.

Пример 3

Например, интерактивная историческая или географическая карта воспринимается учениками с бóльшим интересом и лучше запоминается, чем обычная настенная карта.

У цифрового образования есть много противников — это связано как со страхом перед всем новым, так и с его объективными недостатками.

Минусы:

  1. Вред здоровью — длительное бесконтрольное использование электронных устройств может отрицательно сказаться на физическом развитии. В первую очередь страдает зрение, поскольку эволюционно глаза человека не предназначены к специфике зрительных нагрузок от монитора. Также ухудшается работа опорно-двигательного аппарата и других систем организма. В самых тяжелых случаях может возникнуть цифровое слабоумие и компьютерная зависимость.
  2. Негативное влияние на когнитивные процессы — в ряде случаев излишнее использование электронных средств приводит к ухудшению памяти, нарушениям восприятия и внимания, снижению умственной активности.
  3. Сложности контроля — многие формы дистанционного обучения требуют большой самодисциплины. Например, на виртуальной лекции преподавателю трудно проконтролировать, внимательно ли слушает его ученик или занимается посторонними делами. При выполнении самостоятельных заданий возникает соблазн подсмотреть ответы в интернете, включается механизм прокрастинации и т.д.
  4. Ухудшение социального интеллекта — виртуальные коммуникации часто подменяют собой живое общение, что приводит к сложностям в дальнейшей социализации.
  5. Снижение творческих способностей — механический и стандартизированный характер действий, который лежит в основе многих обучающих программ, создает риски для снижения способностей обучающихся к творчеству.

Проблемы внедрения цифровых технологий в образовании

Как и любое новшество, цифровизация образования связана с рядом трудностей, которые носят как субъективный, так и объективный характер.

Субъективные сложности связаны с неготовностью отдельных людей переходить на новые формы преподавания и обучения, поскольку это сопряжено с выходом из зоны комфорта и необходимостью преодоления внутреннего сопротивления. Значительная часть общества всегда тяготеет к консерватизму и с трудом воспринимает любые глобальные изменения.

Пример 4

В период пандемии коронавируса была заметна поляризация общества на два противоборствующих лагеря — противников и сторонников дистанционного обучения.

Объективные сложности связаны с целым рядом проблем:

  1. Недостаточная оснащенность учреждений образования цифровым оборудованием.
  2. Отсутствие высокоскоростного интернета во многих удаленных регионах.
  3. Дефицит квалифицированных кадров.
  4. Экспериментальный характер многих технологий.
  5. Нехватка методических ресурсов.

Примечание 3

Неодинаковое распределение доступа к информационным технологиям часто именуется «цифровым неравенством».

Ряд трудностей связан с излишней бюрократизацией системы образования. Так, электронный документооборот вводился с целью упрощения работы педагогов и экономии их времени. На деле во многих учреждениях образования параллельно существует бумажный документооборот, поэтому введение его электронных аналогов порой не облегчает, а усложняет работу учителя.

Также существует проблема с контролем качества. В интернете имеется огромное количество сайтов с неверифицированными данными и онлайн-курсов с сомнительными методиками обучения. Не все обучающиеся программы, которые используются в учреждениях образования, имеют полноценное методическое обоснование и проверены временем.

Rate article