Искусственный интеллект: преобразование городской среды через замену участковых служб

main

Всем нужны МООКи

Онлайн-курсы и видео-лекции, появившиеся в 90-х годах прошлого века, не обеспечивали обратной связи с преподавателем, а, следовательно – не давали возможности контролировать и оценивать знания. Такая возможность появилась менее десяти лет назад. Интерактивная связь преподавателей и студентов гарантирует качество обучения и обеспечивает образовательные организации нормативно-правовой базой для его сертификации.

Необходимость в сочетании всех перечисленных факторов привела к идее создания МООК – «Массового открытого онлайн-курса».

Созданная система МООК позволяет решить наиболее значимые задачи:

  • Массовость обучения;
  • Доступность;
  • Получение сертификата или диплома любого учебного заведения, в любой точке мира без необходимости личного присутствия, без отрыва от работы, основного места учебы, временного переезда и т. д.

Кроме того, система МООК дает возможность решить вопрос с замещением преподавателей, который возник вследствие недостатка кадров, и желания студентов обучаться в самых престижных ВУЗах страны, без необходимости переезда в другой город.

Отметим, что цифровая образовательная среда, за которой с легкой руки аналитиков отраслевого портала Inside Higher Ed закрепилось название «эпоха EdTech-оптимизма», произвела настоящий переворот в консервативной системе обучения. Сегодня она является необходимым элементом образования, обеспечивающим должный уровень в современном развитом государстве. Поэтому цифровое обучение указом Президента РФ стало приоритетной задачей и для государственных учреждений, в первую очередь. Интерес государства к новой форме образования – абсолютная гарантия его поддержки и успеха.

Цифровизация транспорта

Пока лучшие примеры здесь – это приложения с картами движения общественного транспорта, которые есть в смартфоне у каждого. Самые впечатляющие – беспилотные поезда метро, электрички и такси.

Но влияние цифровизации на отрасль шире. Технологии делают эффективнее парковки, помогают управлять пробками на основе больших данных, следят за соблюдением ПДД, упрощают контроль за крупногабаритными перевозками.

В России цифровизацией логистики занимается ассоциация «Цифровой транспорт и логистика». Цель – сделать единое логистическое пространство по всей стране, где вся информация о движении будет попадать в одну систему.

Предполагается, что регионы будут получать данные из городов, а страна из регионов. Это значит, что все варианты развития транспорта можно рассчитать в одном цифровом поле и понять, в каком городе нужна новая инфраструктура, а в каком её, наоборот, не нужно строить.

Что такое цифровизация экономики

Результатом влияния цифровизации на экономику становится появление цифровой экономики – системы экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. 

К основным технологиям цифровизации экономики относятся:

  • большие данные (Big data) – инструменты и способы обработки информации в массивах большого объема и с разнообразными структурами;

  • интернет вещей – сеть предметов, способных контактировать друг с другом или с внешней средой без вовлечения человека;

  • блокчейн – инструмент хранения информации или цифровой кадастр операций, переводов, соглашений, договоров. Технология блокчейн служит основой для безопасных анонимных транзакций с криптовалютой;

  • интеллектуальные информационные технологии, способные обрабатывать различные данные с применением алгоритмов искусственного интеллекта. С помощью ИИТ формулируются и регулируются ситуации, с которыми справлялся только интеллект человека. Благодаря ИИТ стало возможным преобразование этих ситуаций  в формальные системы или исчисления и  автоматизация их обработки.

Также в сфере цифровизации экономики активно используются цифровые платформы – системы взаимоотношений участников рынка, работающих в единой информационной среде с применением наборов цифровых технологий. Цифровые платформы делятся на технологические (предоставляющие доступ к ИТ-ресурсам и технологиям), функциональные (предоставляющие доступ к специализированным инструментам), инфраструктурные (предоставляющие доступ к цифровой инфраструктуре), корпоративные (оптимизирующие процессы управления), информационные (дающие информационный доступ к рынку), маркетплейсы (дающие доступ к рынку, обеспечивая взаимодействия сторон), отраслевые (оптимизирующие взаимодействия участников).

Результатом влияния цифровизации на экономику становится появление цифровой экономики – системы экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий.

Госкорпорации как двигатель цифровой экономики

Создание плана разработки и продвижения цифровой экономики в Российской Федерации, согласно пункту 9 указаний правительства, объединило таких госрегуляторов рынка, как Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, МИД, Минфин России, Минпромторг России, Минобрнауки России и Открытое правительство с участием Экспертного совета при Правительстве России, а также автономную некоммерческую организацию «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации». Что это значит? В отличие от западной модели развития, где главным катализатором и источником субсидий на развитие цифровых платформ выступают непосредственно частные компании и инвесторы, Россия пошла по совершенно новому и более эффективному пути в условиях нашей экономической системы. Цифровизация России выполняется совместной работой госрегуляторов и государственных корпораций, у которых накоплена максимальная экспертиза, есть технологические и промышленные ресурсы для реализации масштабных проектов на региональном, а не точечном уровне.

Так, в рамках Программы развития цифровой экономики Госкорпорация Ростех была назначена центром компетенций по формированию исследовательских компетенций и технологических заделов по пяти сквозным цифровым технологиям: нейротехнологии и искусственный интеллект, системы распределенного реестра, промышленный интернет, робототехника и сенсорика, технологии беспроводной связи. Выбор зоны ответственности Ростеха не был случайным – в стратегии развития Корпорации до 2025 года именно технологическое лидерство и переход к производству интеллектуальной продукции является главной целью для всех ее холдингов.

Одним из инструментов реализации своей стратегии Ростех называет комплексные, или экосистемные, продукты. Примерами таких продуктов являются «Умный город», «Безопасный город», «Единая государственная информационная система здравоохранения» и другие. Экосистемные продукты формируют целые платформы, позволяющие переводить на них отдельные сферы госуправления. Каждый экосистемный проект предполагает максимально широкую номенклатуру и синтез множества компетенций, таким образом захватывая одновременно значительное число отдельных производителей. При этом продажи экосистемных продуктов имеют очевидный мультипликативный эффект в отличие от продаж отдельных продуктов или компонентов.

В 2017 году Ростех совместно с Внешэкономбанком создали компанию НПО «Конверсия» для реализации первых масштабных цифровых экосистемных проектов в России. Таким образом государственные игроки объединили технологии и мощнейшие финансовые инструменты, позволяя субсидировать новейшие разработки, кредитовать регионы и поставщиков. 

Цифровые технологии

В 2020 г. потрачено 12,7 млрд рублей (99,7%)

Будут созданы благоприятные условия для развития и внедрения цифровых технологий на основе отечественных разработок. Для этого планируется принять комплексные меры государственной поддержки ИТ-стартапов и разработчиков программного обеспечения, а также стимулировании спроса компаний различных отраслей экономики на ИТ-решения.

Планируется выдать около 100 млрд рублей льготных кредитов на проекты по цифровой трансформации. Кроме того, за счет программы льготного лизинга будет обеспечено внедрение цифровых технологий и платформенных решений преимущественно отечественного происхождения.

По информации Минцифры, с 1 января 2021 года действуют льготы для ИТ-компаний: налог на прибыль 3% вместо 20%; страховые взносы на фонд оплаты труда — 7,6 % вместо 14%; нулевая ставка НДС для российского лицензионного софта. В 2021-м вводится второй пакет мер поддержки, который включит более 60 инициатив, включая льготы на внедрение российских решений, введение гибкого регулирования использования иностранных решений, секторальные меры поддержки.

С 1 апреля 2021 года российское программное обеспечение переустанавливается на мобильные телефоны (смартфоны), планшеты, ноутбуки, компьютеры и телевизоры с функцией смарт ТВ. Предустановка отечественного программного обеспечения поможет российским разработчикам продвигать свои товары на местном рынке и сбалансирует условия эксплуатации зарубежных и российских программных продуктов.

Информационная инфраструктура

В 2020 г. потрачено 39,6 млрд рублей (98,7%)

В соответствии с задачами федерального проекта планируется развивать инфраструктуру связи и расширять доступ в интернет в малонаселенных и отдаленных пунктах, что должно помочь преодолеть цифровое неравенство и обеспечить гражданам доступ к современным цифровым услугам, дистанционному образованию и телемедицине.

К 2024 году точки доступа Wi-Fi и вышки сотовой связи должны появиться в 26,9 тыс. населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек. Кроме того, подводная оптоволоконная линия должна связать Чукотку с материком. К концу 2024-го планируется создать четыре космических аппарата для высокоэллиптической спутниковой системы, обеспечивающей доступ к широкополосному интернету в труднодоступной и удаленной местности, в том числе на территориях Арктической зоны и Дальнего Востока, а также на всей протяженности Северного морского пути. В школьных классах должны быть созданы точки доступа Wi-Fi, а в 10 городах-миллионниках — развернуты сети 5G.

По информации Минцифры, в 2020 году выход в Сеть получили около 26,6 тыс. социально значимых объектов (СЗО), а всего за 2019 и 2020 гг. — порядка 44,3 тыс. СЗО. В прошлом году большая часть подключений (около 8,9 тыс.) пришлась на фельдшерско-акушерские пункты, образовательные учреждения (около 8,4 тыс.), органы государственной власти, местного самоуправления, объекты МЧС, МВД, Росгвардии (около 5,9 тыс.). Также выход в Сеть получили 3 тыс. избирательных комиссий и почти 400 государственных и муниципальных организаций культуры. Кроме того, был обеспечен доступ россиян к интернету при помощи точек доступа Wi-Fi в более чем в 12 тыс. малочисленных населенных пунктах с количеством жителей от 250 до 500 человек. Определены приоритетные диапазоны частот для развертывания сетей 5G с использованием отечественного оборудования.

Цели программы

В программе определены следующие показатели её реализации к 2024 году.

Экосистема цифровой экономики

В отношении экосистемы цифровой экономики:

  • успешное функционирование не менее 10 компаний-лидеров (операторов экосистем), конкурентоспособных на глобальных рынках;
  • успешное функционирование не менее 10 отраслевых (индустриальных) цифровых платформ для основных предметных областей экономики (в том числе для цифрового здравоохранения, цифрового образования и “умного города”);
  • успешное функционирование не менее 500 малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ и оказания цифровых услуг.

Кадры и образование

В отношении кадров и образования:

  • количество выпускников образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, – 120 тысяч человек в год;
  • количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, – 800 тысяч человек в год;
  • доля населения, обладающего цифровыми навыками, – 40%.

Исследовательские компетенции и технологические заделы

В отношении формирования исследовательских компетенций и технологических заделов:

  • количество реализованных проектов в области цифровой экономики (объемом не менее 100 млн. рублей) – 30 единиц;
  • количество российских организаций, участвующих в реализации крупных проектов (объемом 3 миллиона долларов) в приоритетных направлениях международного научно-технического сотрудничества в области цифровой экономики, – 10.

Информационная инфраструктура

В отношении информационной инфраструктуры:

  • доля домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ Интернету (100 Мбит/с), в общем числе домашних хозяйств – 97%;
  • во всех крупных городах (1 миллион человек и более) устойчивое покрытие 5G и выше.

Информационная безопасность

В отношении информационной безопасности:

  • доля субъектов, использующих стандарты безопасного информационного взаимодействия государственных и общественных институтов – 75%;
  • доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети “Интернет”, маршрутизируемая через иностранные серверы – 5%.

Как инновации помогают в застройке

Виктор Адамов, президент девелоперской компании «Галс-Девелопмент», рассказал, что главный тренд среди застройщиков сейчас — «умные» ЖК и бизнес-центры, где все охвачено онлайн-сервисами — от парковки до ремонта или охраны

Покупатели и арендаторы обращают внимание на это как на преимущество

Но технологии помогают уже на этапе подбора помещения для покупки или аренды. К примеру, для бизнес-центра «Невская ратуша» площадью 150 тыс. кв. м создали детальную 3D-модель, где можно рассмотреть каждый уголок и прицениться к помещению.

Онлайн-сервис от ВТБ «Жилищная экосистема» помогает выбрать квартиру или офис по заданным параметрам, спланировать ремонт, а потом — вызвать сантехника, заказать еду или уборку.

Экономика инноваций

Цифровые агентства недвижимости: как мы будем покупать квартиры в 2020-х

Здесь хорошо виден еще один важный тренд: крупные банки и ИТ-компании превращаются в маркетплейсы и агрегаторы услуг, охватывая все сферы жизни покупателей. В том же направлении движутся и девелоперы: уже совсем скоро можно будет отправить и согласовать проектную документацию онлайн.

Наконец, платформа Дом.РФ — это единый сервис для инвесторов, жильцов и застройщиков, который помогает на каждом этапе.

Что такое цифровизация

Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни для повышения её качества и развития экономики. Она помогает выполнять рутинные задачи и принимать решения без участия человека.

Примеры цифровизации: умные дома, роботы на заводах, беспилотные автомобили.

Суть цифровизации в автоматизации процессов – переходе информации в более доступную цифровую среду, где её проще проанализировать, а потом получить точное решение автономно.

Задача цифровизации – сделать процесс «гибким». То есть с помощью анализа данных точно знать, что хочет получить рынок в конкретный момент, и подстроить под это производство или бизнес.

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:

  1. Информационные образовательные ресурсы.
  2. Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
  3. Систему педагогических технологий.

«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».

Изображение с сайта Министерства просвещения РФ

Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

В рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.

Цифровизация производства

В этом направлении цифровизация тесно соседствует с концепцией индустрии 4.0. Предприятия становятся автономнее, а системы управления контролируют не только конвейеры, а целые заводы или их группы.

В России над цифровизацией промышленности работают эти проекты:

«НЕОСИНТЕЗ» – управляет сложными объектами промышленного строительства. Система объединяет всю информацию в одно хранилище и управляет инженерными данными на всех стадиях жизненного цикла объекта.

Платформа интеллектуального анализа данных Clover Smart Maintenance – помогает оценивать техническое состояние на любом виде транспорта или заводского оборудования: избегать простоев, контролировать качество, вовремя отправлять на ремонт.

Система мониторинга промышленного оборудования «ДИСПЕТЧЕР» – на основе сбора данных оптимизирует работу заводов.

Большие данные для автовладельцев

Вадим Сахонько, руководитель проектов НП ГЛОНАСС, представил проект «Автодата», который с помощью системы ГЛОНАСС собирает данные об автомобилях и дорожной инфраструктуре. В проекте участвуют Федеральное дорожное агентство, Минпромторг, «Роскосмос», Росавтодор, «Яндекс», ГАЗ и другие.

В 2019 году национальная телематическая платформа получила 325 млн руб. из федерального бюджета. Среди главных задач — создание единых сервисов «умной» дорожной сети, «умной» автомагистрали и страховой телематики. Предполагается, что на платформе «Автонет» будут создавать онлайн-приложения для автолюбителей, операторов «умного» транспорта, лизинговых и логистических компаний.

Пилотный проект «Умный город»

Реализация пилотного проекта НПО «Конверсия» будет проходить в Ярославской области. Среди ожидаемых результатов для региона:

  • повышение доходов региона;

  • сокращение бюджетных затрат;

  • повышение качества жизни населения;

  • рост инвестиционной привлекательности;

  • повышение уровня безопасности;

  • повышение уровня эффективности использования инфраструктуры и сокращение затрат на инфраструктуру.

Центром данного проекта является единая интеграционная цифровая платформа, на базе которой будут реализованы проекты:

  1. Безопасность: создание рубежей видеонаблюдения.

  2. ЖКХ (проект «Светлый город»): замена светильников на светодиодные; более 20 000 из них – с интеллектуальным управлением; обеспечение архитектурной подсветки; освещение части пешеходных переходов и тротуаров; создание центра управления освещением.

  3. ИТС (интеллектуальная транспортная система): комплексы фото- и видеофиксации нарушений; комплексы измерения скорости передвижные; комплексы измерения скорости стационарные; комплексы весогабаритного контроля; создание единого парковочного пространства (транспортные средства с системой «ПаркРайт»; система «ПаркНет»); автоматическая система управления дорожным движением с модернизацией более 200 светофорных объектов по всему региону; автоматизированная транспортная система «электронный проездной».

  4. Развитие туризма: создание бесплатной сети Wi-Fi в Ярославле, Переславле-Залесском, Ростове, Угличе, Тутаеве, Рыбинске; модернизация туристического портала; модернизация мобильного приложения; внедрение системы «Карта гостя» на всей территории Ярославской области; интерактивные информационные стелы в Ярославле.

  5. Программно-аппаратный комплекс поддержки инфраструктуры «Умного города» в сфере образования: система контроля управления доступом для средних общеобразовательных учреждений и здравоохранения; комплекс мониторинга и ведения беременности. В концепцию «Умного города» это направление входит как задача создать единую цифровую среду доверия. 

Предварительная оценка стоимости реализации проекта составляет порядка 3,5 млрд рублей. При этом около 80% инвестиций составит долговое финансирование, порядка 20% будет привлечено в виде частных инвестиций.

Проект объединит таких поставщиков оборудования, как «Швабе», «Росэлектроника», Концерн «Автоматика», а также ООО «Национальный центр информатизации», создающее единое программное обеспечение и обеспечивающее блок информационной безопасности для проекта.

Всего планируется осуществление 25 проектов «Умный город» в России. Комплектование проектов будет осуществлять НПО «Конверсия» оборудованием, произведенным предприятиями оборонно-промышленного комплекса (до 70% от общего объема). 

Большие и персональные данные — частные или общие?

Развитие локальных «умных» сервисов, по словам Ручьева, упирается в серьезные ограничения со стороны государства. Это связано в первую очередь с доступом к персональным данным. Ни о каких глобальных инновациях нельзя говорить, пока коммерческие и государственные сервисы не смогут обмениваться данными и работать в связке друг с другом.

Кто должен распоряжаться данными, которые собирают городские сервисы? Государство как есть основной заказчик? Или сами жители как потребители услуг? 3имин считает, что у каждого должен быть доступ, как минимум, к тем данным, которые касаются лично его. Это можно реализовать на платформе «Госуслуги» или других агрегаторов.

Футурология

Александр Чулок — РБК: «Риск утечки данных катастрофически растет»

По мнению Егорова, государство должно защищать персональные данные, чтобы они не утекали в открытые источники. С ним отчасти согласен Олег Дубнов, вице-президент фонда «Сколково». Но роль государства он видит еще и в разработке единых стандартов и KPI для «умных» сервисов.

Чтобы «умный» город стал реальностью, в ближайшие три года нам предстоит изучить весь огромный массив данных и научиться использовать его для своих целей. Например, для прикладных исследований, которые помогут разработать новые технологии. Вторая важная цель — наладить взаимный обмен между всеми городскими службами и обеспечить онлайн-доступ к данным.

Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Цифровизация экономики

Цифровизацией экономики в России занимается одноимённая некоммерческая организация «Цифровая экономика».

Задачи проекта:

Создавать правовое регулирование, развивать информационную инфраструктуру, обеспечивать безопасность личности, бизнеса, государства.

Готовить кадры.

Внедрять отечественные технологии, в том числе в сферу государственного управления.

Цели проекта к 2024 году:

Вывести 10+ конкурентноспособных компаний-лидеров на глобальный рынок.

Сделать 10+ цифровых платформ для основных отраслей экономики страны.

Обеспечить работу 500+ малых и средних предприятий в сфере создания цифровых технологий и платформ для цифровых услуг.

Экономистам цифровые технологии откроют те же преимущества, что и специалистам других отраслей. Они снизят расходы, автоматизируют работу и помогут прогнозировать экономические события через ИИ.

Цифровизация финансов

Финансовая цифровизация – это безналичные расчёты и блокчейн. Причём блокчейн нужен не только в виде криптовалют, но и в виде защиты денежных операций. Вместе с этим цифровизируется мобильный банкинг, онлайн-шоппинг, удалённая оплата.

Отдельная тема – цифровизация банков, где всё чаще клиентам удобнее решать вопросы дистанционно через приложение банка, а не идти в отделение. Не выходя из дома можно оформить банковскую карту, получить выписку по счёту, купить ценные бумаги или воспользоваться робо-эдвайзервами, где ИИ составит для вас инвестиционный портфель на основе желаемой доходности и терпимости к риску.

Условия и проблемы цифровизации экономики в России

Переход на цифровую экономику означает для России повышение ее конкурентоспособности в новом технологическом укладе. При этом условиями цифровизации экономики станут:

  • развитие национального ИТ-сектора;

  • стимулирование создания инновационных технологий и из развития на международном уровне;

  • стимулирование инвестиций в предпринимательство и стартапы в области ИТ;

  • обеспечение информационной и кибербезопасности технологий.

Также для качественного роста экономики необходимо наличие технологий, которые позволяют максимально точно оценить текущее состояние рынков и отраслей, а также эффективно прогнозировать их развитие и ускорить их реакцию на изменения в конъюнктуре национальных и мировых рынков.

Однако в России процесс цифровизации экономики сталкивается с проблемами:

  • трудностей в изменении корпоративной культуры и бизнес-процессов организаций;

  • нехватки квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий;

  • сокращения рынка венчурных компаний из-за неблагоприятной экономической ситуации.

Тех, кто хочет принять участие в решении этих проблем и получить знания и компетенции, необходимые для разработки механизмов цифровой трансформации экономики, ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ приглашает пройти обучение на курсах по программам MBA IT. Записаться на эти курсы можно здесь..

Rate article