Комитет цифрового развития: новые горизонты для Ленинградской области

main

Как получить грант?

Заказчик проекта, реализуемого на базе ИЦК, может претендовать на грант. Для этого нужно, чтобы разработка получила статус особо значимого проекта (ОЗП), то есть соответствовала следующим критериям:

  1. Продукт обладает ценностью для отрасли и сможет заменить аналогичное иностранное решение.
  2. Уровень технологической готовности проекта не ниже TRL 5: его работу можно продемонстрировать на детальном макете в реальных условиях.
  3. Проект будет готов в течение 6-36 мес. с момента инициации.

Путь проекта

  1. Заявка. Заказчик подает в ИЦК документацию по проекту-претенденту на ОЗП.
  2. Оценка проекта и присвоение статуса. ИЦК оценивает ценность проекта для индустрии. Если решение положительное, его включают в предварительный список. Затем президиум Комиссии подтверждает статус ОЗП.
  3. Грантовый конкурс. Проект проходит конкурсы фонда «Сколково» или РФРИТ и в случае победы получает грант.
  4. Выполнение проекта. Заказчик регулярно сообщает фонду о ходе работы.

Результат

  • Проект должен достигнуть зрелости не ниже TRL 9, то есть ввода в эксплуатацию.
  • Продукт необходимо включить в Единый реестр российских программ и/или Единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

Технологии цифровой трансформации для объекта

Цифровые
двойники применяются для повышения эффективности управления
производственно-технологическими процессами, выявления рисков и угроз
возникновения проблемных ситуаций в указанных процессах на основании процедур
диагностики и контроля их состояния.

Применение
технологии цифровых двойников в процессах управления требует тщательного анализа
целесообразности таких решений. Лицами, принимающими решения, должны
учитываться требования к кибербезопасности, к обеспечению конфиденциальности
информации и антиципации угроз, присущих новой технологии. Так, вопросы
внедрения и метод по ограничению применения технологии цифровых двойников
рассматриваются в работе С.С. Боровского (Borovskiy,
2020)
.

В таблице
1
проведен анализ перспективных технологий цифровой трансформации ОПК:

Таблица 1

Перспективные
технологии цифровой трансформации ОПК

Технология Эффекты от внедрения в
системе управления предприятий ОПК
Онтологические модели Описание и хранение слабоструктурируемых знаний в
едином информационном пространстве
Снижение издержек, связанных с поиском и извлечением
знаний как в системах автоматизированного проектирования, так и в системах
поддержки принятия решений
Логико-лингвистическое
моделирование
Описание
систем, основанных на целевом извлечении и формировании нечеткого логического
вывода
Повышение защищенности и устойчивости системы
управления за счет возможности получения прогнозов развития ситуаций на
основании нечетких вводных условий
Фреймовое представление
знаний
Представляет собой способ абстрактного хранения
знания в виде значений характеристик, в комплексе формирующих указанное
знание о сущности
В комплексе с логико-лингвистическим моделированием
может повысить предиктивные способности системы управления по выявлению,
прогнозированию и разрешению проблемных ситуаций
Цифровые двойники Цифровая модель, содержащая большой объем данных,
подробно и всесторонне описывающих его сущность
Повышение качества принимаемых управленческих
решений за счет моделирования состояния системы с учетом оказываемых на нее
воздействий
Промышленный̆ интернет
вещей̆
Интеграция промышленных объектов с системой
управления посредством сетей и интернета для сбора больших данных
Снижение издержек на сбор, обработку и анализ
большого объема данных для управления промышленными объектами и извлечения
знаний о них
Машинное обучение Алгоритм, основанный на математических и
статистических методах для самостоятельного поиска решения на основании
извлечения знаний из больших данных
Снижение издержек на принятие управленческих решений
в типовых ситуациях на основании накопленных объемов данных
Распределенные реестры Технология, обеспечивающая доступ участников
взаимодействия к обмену и хранению реестра данных
Снижение издержек как временных, так и финансовых
при заключении контрактов в сфере ГОЗ и контролем за их исполнение за счет
применения аналога SMART-контрактов

Кроме
представленных перспективных технологий цифровой трансформации ОПК из таблицы
1
следует отметить уже широко применяемые. Так, в качестве примера можно
привести цифровые платформы на базе единых информационных систем в сфере
закупок и государственного оборонного заказа, цифровые системы
автоматизированного проектирования и управления данными об изделиях, системы
ресурсного планирования, существуют примеры применения систем поддержки
принятия решений в зарубежной военной технике (Tsadiras,
Papadopoulos, O’Kelly, 2013)
. Технологии беспроводной связи уже
обеспечивают значительную экономию на инфраструктуре рабочих пространств и в
значительной степени оптимизируют работу складов за счет использования
беспроводных терминалов сбора данных и т.п.

Заседания

Малый бизнес с точки зрения экспортного потенциала региона

26 октября 2023

Об ограничениях на продажу алкогольной продукции

26 сентября 2023

Курские предприниматели продемонстрировали депутатам свою продукцию

1 августа 2023

Изменения федерального законодательства в сфере предпринимательства получили поддержку

18 июля 2023

В центре внимания – меры поддержки региональных предпринимателей

27 апреля 2023

Профильный комитет обсудил проблемные точки и точки роста в развитии бизнеса

19 апреля 2023

Законодательные меры поддержки предпринимательства: итоги и планы

21 марта 2023

Отчёты профильных комитетов Думы – в эфире «46 ТВ»

22 февраля 2023

Цифровая трансформация и развитие потребительского рынка

7 февраля 2023

Депутаты обсудили новые законопроекты

20 сентября 2022

Характеристика процесса цифровизации предприятий ОПК

Процесс цифровизации предприятияОПК

Рассматривая роль цифровых
двойников и сквозных технологий управления при цифровизации предприятия, в
частности субъекта и объекта управления (рис. 1), следует выделить
следующие взаимосвязи:

Рисунок 1.
Роль цифровых двойников и сквозных технологий управления в цифровой
трансформации субъекта и объекта управления

Обозначение на
рисунке: 1 – информационный поток характеризующий объект управления; 1’ –
информационный поток характеризующий объект управления после формализации; 2 –
информационный поток, генерируемый промышленной политикой; 2’ – информационный
поток, генерируемый промышленной политикой после формализации; 3 – передача
данных для мониторинга состояния объекта во внешние ситуационные центры по
управлению рисками; 4 – передача данных для мониторинга состояния объекта
цифровому двойнику субъекта; 5 – информационный поток целеуказания на основании
данных мониторинга состояния; 5’ – информационный поток целеуказания на
основании данных мониторинга состояния после формализации; 6 – обращение к базе
знаний, содержащей решения проблемных ситуаций; 7 – вывод альтернативных
вариантов решения проблемной ситуации; 8 – пополнение базы знаний о проблемных
ситуациях; 9 – обратный логический вывод (вывод наиболее подходящего решения
проблемной ситуации); 10 – имплементация решения; 11 – обратная связь о
результате имплементации решения; 12 – пополнение базы знаний о результатах
связи проблемная ситуация – решение.

Рассматривая
основные понятия, характеризующие процесс цифровизации предприятий ОПК, в
первую очередь необходимо определить
стратегию цифровой трансформации для предприятия ОПК как
интегрированную информационно-логическую модель действий субъекта на ресурсных
комплексах предприятий ОПК, предназначенных для достижения стратегических целей
функционирования предприятия. С точки зрения теории систем предприятие ОПК – это сложная
производственная система, представляющая совокупность функционирующих элементов
(ресурсных комплексов) и связей между ними, интегрированных в систему
государственного оборонного заказа, федеральную систему управления рисками на
основе ситуационных центров, направленных на смену форм, свойств входных
ресурсов и выпуск вооружений, военной и специальной техники и оказание сопутствующих
услуг по их ремонту и обслуживанию.

Дорожные карты

Дорожная карта – это документ, в котором отражены потребности отрасли, а также описана стратегия ее развития с горизонтом планирования до 10 лет. Проекты, представленные в этом документе, находятся на разных стадиях проработки и финансируются из разных источников. Особо значимые проекты могут получить грант, составляющий до 80% стоимости разработки.

Карты будут постоянно обновляться по мере подключения новых участников ИЦК и утверждения новых перспективных проектов. Постоянно обновляется и список проектов, получивших грантовую поддержку. Например, фонд «Сколково» проводит конкурс ежегодно.

По состоянию на март 2023 года утверждены карты по шести направлениям:

  1. Новое индустриальное ПО;
  2. Новое общесистемное ПО;
  3. Квантовые коммуникации;
  4. Квантовые вычисления;
  5. Искусственный интеллект;
  6. Современные и перспективные сети мобильной связи.

Зачем нужны ИЦК?

У российских предприятий возникла необходимость в качественных цифровых продуктах, сопоставимых с западными брендами по функционально-техническим параметрам, удобству работы, возможности интеграции и другим важным для предприятий критериям. Это происходило на фоне глобальных изменений последних лет и знаковых мировых трендов в развитии информационных технологий:

  • формирование новых сегментов спроса;
  • развитие новых отраслей ИТ: искусственного интеллекта, квантовых вычислений и коммуникаций;
  • внедрение новых материалов;
  • развитие «тяжелого» программного обеспечения и электроники.

Поэтому, по итогам ежегодной конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), 18 июня 2022 года Правительство РФ поручило Минцифры и другим заинтересованным министерствам сформировать предложения по созданию ИЦК.

Цели и функции ИЦК:

  1. Анализировать состояние российского рынка цифровых технологий.
  2. Определять основные направления для замены иностранных продуктов разработками российских компаний.
  3. Регулировать финансовую и административную поддержку проектов и разработчиков.

Что дает участие в ИЦК разработчикам и заказчикам?

ИЦК и координирующие их отраслевые комитеты анализируют потребности в цифровых продуктах, а также привлекают и распределяют финансовые потоки по приоритетным проектам. Участие в ИЦК дает преимущества и разработчикам, и заказчикам проектов.

Разработчики предоставляют продукт, спрос на который уже заявлен и гарантирован правительством. Соответственно, они могут быть уверены в финансовой отдаче от проекта и в административной поддержке на уровне государства. А проект, который прошел конкурсный отбор на грант, получает финансирование до 80% от стоимости разработки.

Для заказчика процедуры конкурсного отбора, согласования и контроля за исполнением проекта означают дополнительную гарантию соблюдения сроков исполнения и соответствия продукта техзаданию.

Рассматривает вопросы

  1. Осуществляет предварительное рассмотрение проектов законов Курской области, проектов постановлений Курской областной Думы в сфере предпринимательской деятельности,информационной, инновационной политики, информационных технологий
    и связи, а также иных вопросов, отнесенных к ведению постоянного комитета;
  2. Осуществляет анализ законодательства Российской Федерации и Курской области по вопросам, отнесенным к ведению постоянного комитета,и вносит предложения по его совершенствованию;
  3. Разрабатывает и вносит предложения по реализации Курской областной Думой права законодательной инициативы по внесению проектов законов
    Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов, проектов
    федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поправок к законопроектам, находящимся на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к ведению постоянного комитета
  4. Рассматривает поступающие в Курскую областную Думу
    из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, поправок к проектам федеральных законов по вопросам, отнесенным к ведению постоянного комитета
  5. Осуществляет организацию с участием соответствующих структурных подразделений Курской областной Думы подготовки и проведения конференций, совещаний, «круглых столов», семинаров и других мероприятий
  6. Осуществляет контроль за исполнением программы
    нормотворческой работы Курской областной Думы по вопросам,
    отнесенным к ведению постоянного комитета;
  7. Рассматривает в пределах компетенции постоянного комитета обращения граждан и организаций;
  8. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Курской области и Регламентом Курской областной Думы.

Отраслевые комитеты и ИЦК

В августе 2022 года был представлен ИТ-ландшафт экономики России до 2030 г., включающий 43 ИЦК, работу которых координируют 16 отраслевых комитетов.

Основание: Поручение Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина по итогам конференции «ЦИПР» от 16.06.2022 № ММ-П10-10127.

Таблица 1. Отраслевые комитеты и координируемые ими ИЦК

Отраслевой комитет и руководитель

Координируемые ИЦК

Минпромторг России

Машиностроение (Шпак В.В.)

Общее машиностроение

Железнодорожное машиностроение

Автомобилестроение

Авиастроение

Судостроение

Двигателестроение

Ракетно-космическая промышленность

Металлургическая промышленность (Шпак В.В.)

Металлургия

Химическая промышленность (Шпак В.В.)

Химия

Электроника и микроэлектроника (Шпак В.В.)

Электроника и микроэлектроника

Фармацевтическая промышленность (Шпак В.В.)

Фармацевтика

Торговля (Шпак В.В.)

Торговля

Министерство сельского хозяйства

Агропромышленный комплекс (Фастова Е.В.)

Пищевая и перерабатывающая промышленность

Животноводство

Растениеводство

Министерство энергетики

Нефтегазовый и угольный комплекс РФ (Сорокин П.Ю.)

Нефтегаз и нефтехимия

Электроэнергетический комплекс РФ (Шереметцев Э.М.)

Электроэнергетика

Министерство транспорта

Транспорт (Баканов Д.В.)

Железнодорожный транспорт и логистика

Министерство науки и высшего образования

Образование (Нарукавников А.В.)

Образование

Министерство здравоохранения

Здравоохранение (Пугачев П.С.)

Здравоохранение

Минстрой России

Строительство и ЖКХ (Михайлик К.А.)

ЖКХ

Строительство

Министерство природных ресурсов и экологии

Экология и природопользование (Цыганов К.А.)

Недропользование. Углеводородное сырье Недропользование. Геологоразведка

Экология

Минцифры России

Связь и медиа (Ким Д.М.)

Спутниковая связь

Фиксированная связь

Мобильная связь

Издательская деятельность и полиграфия

Телерадиовещание

Комитет по развитию общесистемного и прикладного ПО (Паршин М.В.)

Офисное ПО

Управление ИТ-инфраструктурой

Системы управления базами данных

Мультимедийное ПО

Операционные системы

Коммуникационные сервисы

ERP/CRM

Управление разработкой ПО

Средства защиты информации

Облачные платформы

Компания «Экстенсив-Автоматизация» – российский разработчик системы мониторинга и управления производством DPA. Это система класса MDC с расширенным функционалом. Мы поддерживаем импортозамещение и предоставляем индивидуальные скидки предприятиям, входящим в ИЦК.

Чтобы получить бесплатную демоверсию системы DPA или узнать подробнее об условиях для компаний в составе ИЦК, заполните одну из форм заявки на сайте или обратитесь к нашим специалистам:

Телефон: +7 (343) 343-05-24

Что такое ИЦК?

Организационно ИЦК представляет собой промышленный консорциум, объединяющий стороны, заинтересованные в разработке ПО и ПАК для ключевых отраслей российской экономики (заказчиков и разработчиков) – взамен использовавшейся ранее продукции западных брендов. Часть проектов может получить государственное софинансирование. Это делает участие в таком консорциуме выгодным как для разработчиков, так и для заказчиков цифровых продуктов.

Работу ИЦК, по поручению председателя Правительства РФ М.В. Мишустина, координирует Правительственная комиссия по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее – Комиссия). Председатель президиума: зампред Правительства РФ Д.Н. Чернышенко.

В комиссии представлены министерства, курирующие 16 отраслевых комитетов, которые руководят работой ИЦК. Подробнее – в Таблице 1.

В состав ИЦК входят:

  • предприятия – разработчики и заказчики ПАК и ПО;
  • представители министерств и ведомств.

План развития отрасли и приоритетные проекты обозначены в дорожных картах. Подробнее – в соответствующем разделе.

Rate article