Как получить грант?
Заказчик проекта, реализуемого на базе ИЦК, может претендовать на грант. Для этого нужно, чтобы разработка получила статус особо значимого проекта (ОЗП), то есть соответствовала следующим критериям:
- Продукт обладает ценностью для отрасли и сможет заменить аналогичное иностранное решение.
- Уровень технологической готовности проекта не ниже TRL 5: его работу можно продемонстрировать на детальном макете в реальных условиях.
- Проект будет готов в течение 6-36 мес. с момента инициации.
Путь проекта
- Заявка. Заказчик подает в ИЦК документацию по проекту-претенденту на ОЗП.
- Оценка проекта и присвоение статуса. ИЦК оценивает ценность проекта для индустрии. Если решение положительное, его включают в предварительный список. Затем президиум Комиссии подтверждает статус ОЗП.
- Грантовый конкурс. Проект проходит конкурсы фонда «Сколково» или РФРИТ и в случае победы получает грант.
- Выполнение проекта. Заказчик регулярно сообщает фонду о ходе работы.
Результат
- Проект должен достигнуть зрелости не ниже TRL 9, то есть ввода в эксплуатацию.
- Продукт необходимо включить в Единый реестр российских программ и/или Единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Технологии цифровой трансформации для объекта
Цифровые
двойники применяются для повышения эффективности управления
производственно-технологическими процессами, выявления рисков и угроз
возникновения проблемных ситуаций в указанных процессах на основании процедур
диагностики и контроля их состояния.
Применение
технологии цифровых двойников в процессах управления требует тщательного анализа
целесообразности таких решений. Лицами, принимающими решения, должны
учитываться требования к кибербезопасности, к обеспечению конфиденциальности
информации и антиципации угроз, присущих новой технологии. Так, вопросы
внедрения и метод по ограничению применения технологии цифровых двойников
рассматриваются в работе С.С. Боровского (Borovskiy,
2020).
В таблице
1 проведен анализ перспективных технологий цифровой трансформации ОПК:
Таблица 1
Перспективные
технологии цифровой трансформации ОПК
Технология |
Эффекты от внедрения в системе управления предприятий ОПК |
|
Онтологические модели |
Описание и хранение слабоструктурируемых знаний в едином информационном пространстве |
Снижение издержек, связанных с поиском и извлечением знаний как в системах автоматизированного проектирования, так и в системах поддержки принятия решений |
Логико-лингвистическое моделирование |
Описание систем, основанных на целевом извлечении и формировании нечеткого логического вывода |
Повышение защищенности и устойчивости системы управления за счет возможности получения прогнозов развития ситуаций на основании нечетких вводных условий |
Фреймовое представление знаний |
Представляет собой способ абстрактного хранения знания в виде значений характеристик, в комплексе формирующих указанное знание о сущности |
В комплексе с логико-лингвистическим моделированием может повысить предиктивные способности системы управления по выявлению, прогнозированию и разрешению проблемных ситуаций |
Цифровые двойники |
Цифровая модель, содержащая большой объем данных, подробно и всесторонне описывающих его сущность |
Повышение качества принимаемых управленческих решений за счет моделирования состояния системы с учетом оказываемых на нее воздействий |
Промышленный̆ интернет вещей̆ |
Интеграция промышленных объектов с системой управления посредством сетей и интернета для сбора больших данных |
Снижение издержек на сбор, обработку и анализ большого объема данных для управления промышленными объектами и извлечения знаний о них |
Машинное обучение |
Алгоритм, основанный на математических и статистических методах для самостоятельного поиска решения на основании извлечения знаний из больших данных |
Снижение издержек на принятие управленческих решений в типовых ситуациях на основании накопленных объемов данных |
Распределенные реестры |
Технология, обеспечивающая доступ участников взаимодействия к обмену и хранению реестра данных |
Снижение издержек как временных, так и финансовых при заключении контрактов в сфере ГОЗ и контролем за их исполнение за счет применения аналога SMART-контрактов |
Кроме
представленных перспективных технологий цифровой трансформации ОПК из таблицы
1 следует отметить уже широко применяемые. Так, в качестве примера можно
привести цифровые платформы на базе единых информационных систем в сфере
закупок и государственного оборонного заказа, цифровые системы
автоматизированного проектирования и управления данными об изделиях, системы
ресурсного планирования, существуют примеры применения систем поддержки
принятия решений в зарубежной военной технике (Tsadiras,
Papadopoulos, O’Kelly, 2013). Технологии беспроводной связи уже
обеспечивают значительную экономию на инфраструктуре рабочих пространств и в
значительной степени оптимизируют работу складов за счет использования
беспроводных терминалов сбора данных и т.п.
Заседания
Малый бизнес с точки зрения экспортного потенциала региона
26 октября 2023
Об ограничениях на продажу алкогольной продукции
26 сентября 2023
Курские предприниматели продемонстрировали депутатам свою продукцию
1 августа 2023
Изменения федерального законодательства в сфере предпринимательства получили поддержку
18 июля 2023
В центре внимания – меры поддержки региональных предпринимателей
27 апреля 2023
Профильный комитет обсудил проблемные точки и точки роста в развитии бизнеса
19 апреля 2023
Законодательные меры поддержки предпринимательства: итоги и планы
21 марта 2023
Отчёты профильных комитетов Думы – в эфире «46 ТВ»
22 февраля 2023
Цифровая трансформация и развитие потребительского рынка
7 февраля 2023
Депутаты обсудили новые законопроекты
20 сентября 2022
Характеристика процесса цифровизации предприятий ОПК
Процесс цифровизации предприятияОПК
Рассматривая роль цифровых
двойников и сквозных технологий управления при цифровизации предприятия, в
частности субъекта и объекта управления (рис. 1), следует выделить
следующие взаимосвязи:
Рисунок 1.
Роль цифровых двойников и сквозных технологий управления в цифровой
трансформации субъекта и объекта управления
Обозначение на
рисунке: 1 – информационный поток характеризующий объект управления; 1’ –
информационный поток характеризующий объект управления после формализации; 2 –
информационный поток, генерируемый промышленной политикой; 2’ – информационный
поток, генерируемый промышленной политикой после формализации; 3 – передача
данных для мониторинга состояния объекта во внешние ситуационные центры по
управлению рисками; 4 – передача данных для мониторинга состояния объекта
цифровому двойнику субъекта; 5 – информационный поток целеуказания на основании
данных мониторинга состояния; 5’ – информационный поток целеуказания на
основании данных мониторинга состояния после формализации; 6 – обращение к базе
знаний, содержащей решения проблемных ситуаций; 7 – вывод альтернативных
вариантов решения проблемной ситуации; 8 – пополнение базы знаний о проблемных
ситуациях; 9 – обратный логический вывод (вывод наиболее подходящего решения
проблемной ситуации); 10 – имплементация решения; 11 – обратная связь о
результате имплементации решения; 12 – пополнение базы знаний о результатах
связи проблемная ситуация – решение.
Рассматривая
основные понятия, характеризующие процесс цифровизации предприятий ОПК, в
первую очередь необходимо определить
стратегию цифровой трансформации для предприятия ОПК как
интегрированную информационно-логическую модель действий субъекта на ресурсных
комплексах предприятий ОПК, предназначенных для достижения стратегических целей
функционирования предприятия. С точки зрения теории систем предприятие ОПК – это сложная
производственная система, представляющая совокупность функционирующих элементов
(ресурсных комплексов) и связей между ними, интегрированных в систему
государственного оборонного заказа, федеральную систему управления рисками на
основе ситуационных центров, направленных на смену форм, свойств входных
ресурсов и выпуск вооружений, военной и специальной техники и оказание сопутствующих
услуг по их ремонту и обслуживанию.
Дорожные карты
Дорожная карта – это документ, в котором отражены потребности отрасли, а также описана стратегия ее развития с горизонтом планирования до 10 лет. Проекты, представленные в этом документе, находятся на разных стадиях проработки и финансируются из разных источников. Особо значимые проекты могут получить грант, составляющий до 80% стоимости разработки.
Карты будут постоянно обновляться по мере подключения новых участников ИЦК и утверждения новых перспективных проектов. Постоянно обновляется и список проектов, получивших грантовую поддержку. Например, фонд «Сколково» проводит конкурс ежегодно.
По состоянию на март 2023 года утверждены карты по шести направлениям:
- Новое индустриальное ПО;
- Новое общесистемное ПО;
- Квантовые коммуникации;
- Квантовые вычисления;
- Искусственный интеллект;
- Современные и перспективные сети мобильной связи.
Зачем нужны ИЦК?
У российских предприятий возникла необходимость в качественных цифровых продуктах, сопоставимых с западными брендами по функционально-техническим параметрам, удобству работы, возможности интеграции и другим важным для предприятий критериям. Это происходило на фоне глобальных изменений последних лет и знаковых мировых трендов в развитии информационных технологий:
- формирование новых сегментов спроса;
- развитие новых отраслей ИТ: искусственного интеллекта, квантовых вычислений и коммуникаций;
- внедрение новых материалов;
- развитие «тяжелого» программного обеспечения и электроники.
Поэтому, по итогам ежегодной конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), 18 июня 2022 года Правительство РФ поручило Минцифры и другим заинтересованным министерствам сформировать предложения по созданию ИЦК.
Цели и функции ИЦК:
- Анализировать состояние российского рынка цифровых технологий.
- Определять основные направления для замены иностранных продуктов разработками российских компаний.
- Регулировать финансовую и административную поддержку проектов и разработчиков.
Что дает участие в ИЦК разработчикам и заказчикам?
ИЦК и координирующие их отраслевые комитеты анализируют потребности в цифровых продуктах, а также привлекают и распределяют финансовые потоки по приоритетным проектам. Участие в ИЦК дает преимущества и разработчикам, и заказчикам проектов.
Разработчики предоставляют продукт, спрос на который уже заявлен и гарантирован правительством. Соответственно, они могут быть уверены в финансовой отдаче от проекта и в административной поддержке на уровне государства. А проект, который прошел конкурсный отбор на грант, получает финансирование до 80% от стоимости разработки.
Для заказчика процедуры конкурсного отбора, согласования и контроля за исполнением проекта означают дополнительную гарантию соблюдения сроков исполнения и соответствия продукта техзаданию.
Рассматривает вопросы
- Осуществляет предварительное рассмотрение проектов законов Курской области, проектов постановлений Курской областной Думы в сфере предпринимательской деятельности,информационной, инновационной политики, информационных технологий
и связи, а также иных вопросов, отнесенных к ведению постоянного комитета; - Осуществляет анализ законодательства Российской Федерации и Курской области по вопросам, отнесенным к ведению постоянного комитета,и вносит предложения по его совершенствованию;
- Разрабатывает и вносит предложения по реализации Курской областной Думой права законодательной инициативы по внесению проектов законов
Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, проектов федеральных конституционных законов, проектов
федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и поправок к законопроектам, находящимся на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, по вопросам, отнесенным к ведению постоянного комитета - Рассматривает поступающие в Курскую областную Думу
из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов, поправок к проектам федеральных законов по вопросам, отнесенным к ведению постоянного комитета - Осуществляет организацию с участием соответствующих структурных подразделений Курской областной Думы подготовки и проведения конференций, совещаний, «круглых столов», семинаров и других мероприятий
- Осуществляет контроль за исполнением программы
нормотворческой работы Курской областной Думы по вопросам,
отнесенным к ведению постоянного комитета; - Рассматривает в пределах компетенции постоянного комитета обращения граждан и организаций;
- Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Курской области и Регламентом Курской областной Думы.
Отраслевые комитеты и ИЦК
В августе 2022 года был представлен ИТ-ландшафт экономики России до 2030 г., включающий 43 ИЦК, работу которых координируют 16 отраслевых комитетов.
Основание: Поручение Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина по итогам конференции «ЦИПР» от 16.06.2022 № ММ-П10-10127.
Таблица 1. Отраслевые комитеты и координируемые ими ИЦК
Отраслевой комитет и руководитель |
Координируемые ИЦК |
Минпромторг России |
|
Машиностроение (Шпак В.В.) |
Общее машиностроение Железнодорожное машиностроение Автомобилестроение Авиастроение Судостроение Двигателестроение Ракетно-космическая промышленность |
Металлургическая промышленность (Шпак В.В.) |
Металлургия |
Химическая промышленность (Шпак В.В.) |
Химия |
Электроника и микроэлектроника (Шпак В.В.) |
Электроника и микроэлектроника |
Фармацевтическая промышленность (Шпак В.В.) |
Фармацевтика |
Торговля (Шпак В.В.) |
Торговля |
Министерство сельского хозяйства |
|
Агропромышленный комплекс (Фастова Е.В.) |
Пищевая и перерабатывающая промышленность Животноводство Растениеводство |
Министерство энергетики |
|
Нефтегазовый и угольный комплекс РФ (Сорокин П.Ю.) |
Нефтегаз и нефтехимия |
Электроэнергетический комплекс РФ (Шереметцев Э.М.) |
Электроэнергетика |
Министерство транспорта |
|
Транспорт (Баканов Д.В.) |
Железнодорожный транспорт и логистика |
Министерство науки и высшего образования |
|
Образование (Нарукавников А.В.) |
Образование |
Министерство здравоохранения |
|
Здравоохранение (Пугачев П.С.) |
Здравоохранение |
Минстрой России |
|
Строительство и ЖКХ (Михайлик К.А.) |
ЖКХ Строительство |
Министерство природных ресурсов и экологии |
|
Экология и природопользование (Цыганов К.А.) |
Недропользование. Углеводородное сырье Недропользование. Геологоразведка Экология |
Минцифры России |
|
Связь и медиа (Ким Д.М.) |
Спутниковая связь Фиксированная связь Мобильная связь Издательская деятельность и полиграфия Телерадиовещание |
Комитет по развитию общесистемного и прикладного ПО (Паршин М.В.) |
Офисное ПО Управление ИТ-инфраструктурой Системы управления базами данных Мультимедийное ПО Операционные системы Коммуникационные сервисы ERP/CRM Управление разработкой ПО Средства защиты информации Облачные платформы |
Компания «Экстенсив-Автоматизация» – российский разработчик системы мониторинга и управления производством DPA. Это система класса MDC с расширенным функционалом. Мы поддерживаем импортозамещение и предоставляем индивидуальные скидки предприятиям, входящим в ИЦК.
Чтобы получить бесплатную демоверсию системы DPA или узнать подробнее об условиях для компаний в составе ИЦК, заполните одну из форм заявки на сайте или обратитесь к нашим специалистам:
Телефон: +7 (343) 343-05-24
Что такое ИЦК?
Организационно ИЦК представляет собой промышленный консорциум, объединяющий стороны, заинтересованные в разработке ПО и ПАК для ключевых отраслей российской экономики (заказчиков и разработчиков) – взамен использовавшейся ранее продукции западных брендов. Часть проектов может получить государственное софинансирование. Это делает участие в таком консорциуме выгодным как для разработчиков, так и для заказчиков цифровых продуктов.
Работу ИЦК, по поручению председателя Правительства РФ М.В. Мишустина, координирует Правительственная комиссия по цифровому развитию, использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее – Комиссия). Председатель президиума: зампред Правительства РФ Д.Н. Чернышенко.
В комиссии представлены министерства, курирующие 16 отраслевых комитетов, которые руководят работой ИЦК. Подробнее – в Таблице 1.
В состав ИЦК входят:
- предприятия – разработчики и заказчики ПАК и ПО;
- представители министерств и ведомств.
План развития отрасли и приоритетные проекты обозначены в дорожных картах. Подробнее – в соответствующем разделе.